Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Искусство и История


[ Добавить статью ]

Главная » Искусcтво и История » ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ВОСТОКА » ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ


АРХИТЕКТУРА (Статья №1)

Архитектурный облик городов, замков, селений Мавераннахра XI—XIII веков сложился на почве, уготованной всем предше­ствующим их развитием. Что здесь было от старого времени и что пришло с жизнью как выражение потребностей новой формации—расчленить довольно трудно; каждое новое явле­ние вырастало из старого и в борьбе с ним.

Долгие годы средоточием Бухары была ее цитадель, служив­шая крепостью и дворцом правителя. Еще при Саманидах ста­рая крепость утратила свое значение. В XI веке она лежала уже в развалинах. В начале XII века крепость была восста­новлена караханидом Арслан-ханом. В 1139—1140 годах хоре-змшах громит наместника сельджуков в Бухаре, разрушает стены цитадели, и она снова лежит в развалинах. В 1141— 1142 годах наместник каракитаев восстанавливает крепость, но в 1144 году наемники сельджуков разрушают ее снова. В ук­реплении крепости был заинтересован тот или иной времен­щик, город же оставался, по существу, беззащитным.

Дело изменилось коренным образом, когда к власти пришли садры. В 1164—1165 годах решено было оградить шахристан с прилежащим к нему рабадом стеной, а необходимый на фун­дамент городских стен жженый кирпич взять из фундамептов стен и башен крепости. Так старая крепость — кухендиз, оплот сперва господина Бухары, а затем разных ставленников и эми­ров, была разрушена до основания. Когда в начале XII века хорезмшах Мухаммед пытался вновь возродить могущество хорезмской державы, он восстановил наспех и бухарскую кре­пость как военный форпост своих войск. Но она не могла усто­ять перед натиском войск Чингисхана и вновь была поверже­на в прах.

Сдал под напором времени и старый шахристан. Его прямо­угольный обвод семивратных стен давно уже поглотили пред­местья. Рост торговых и ремесленных кварталов был неудер­жим. Вслед за первым кольцом стен рабада появляется второе, несколько более обширное. Общая конфигурация плана изме­нилась вследствие этого коренным образом. Возобладала ради-ально-центрическая планировка города с омертвевшим ядром цитадели и полустертым в своих очертаниях старым городом (Хисаром).

Прежняя схема плана была крайне деформирована наличи­ем не одного, а ряда торговых, административных, культовых центров в черте города и за его пределами. Каждый из них обрастал быстро возникавшими и исчезавшими торговыми и ремесленными заведениями. Просветы плана заполняли аморф­ной массой жилые кварталы. Расселялись по профессиям и выселками.

Внешний контур городских стен утратил прямые очертания, изобиловал изломами и выступами. Они отвечали не только требованиям обороны, сколько интересам владельцев земель и угодий. В ту пору фортификационные сооружения возводи­лись все еще чаще из пахсы (или сырца), а не из жженого кирпича, с круглыми, овальными или закругленно-подтреуголь-ными башнями. Стены и башни венчали парапеты и зубцы. Подступы к стенам защищали рвы и стены-барьеры, устраива­лись выдвинутые вперед башни, входившие в систему внешней стены. Выносные башни соединялись с основными при помощи подъемных мостов. Для защиты подступов к воротам устраи­вались предвратные сооружения, своего рода шлюзы.

Ибн-Хаукаль (X в.) застал расположенные в черте города, полуразрушенные, но все еще, по его словам, величественные и прекрасные замки. Мощные массивы стен этих немых стра­жей прошлого высились подобно скалам среди беспокойного моря жизни. В Бухаре XII века замки, видимо, исчезли. Воз­никли другие очертания кварталов, иной силуэт массивов зда­ний; с ними изменился и архитектурный облик города в целом.

Дворцы и правительственные канцелярии Саманидов на Ре-гистане после падения этой династии (999) в Бухаре были заброшены. Вся территория аристократических кварталов к северо-западу от крепости переживала упадок и запустение. Жизнь в них замерла. Но тем сильнее было ее проявление в торгово-ремесленной части города.

Тюркские военачальники из дома илекханов пренебрегли ком­фортом саманидских дворцов и не стремились уберечь их от разрушения. Но впоследствии они предпринимают новое стро­ительство силами местных же мастеров. В конце XI века Ма­лик Шемс-ал-Мульк устраивает заповедник (курук) к югу от Бухары; здесь за крепкими стенами были собраны дикие жи­вотные, отведены пастбища для лошадей и выстроен дворец. Его преемники возвели в Шемсабаде еще целый ряд велико­лепных построек (позже, в пору подчинения Бухары сельджу­кам, Шемсабад был запущен).

В начале XII века правитель Бухары Арслан-хан много за­нимается вопросами градоустройства, заботится о развитии тор­говли и ремесла. Арслан-хан разбирает дворец в городе (на улице Бу-Ляйса) и у ворот Сагадабад возводит две великолеп­ные башни. К двум ранее существовавшим саманидским мече­тям (902 и 905 гг.) и большой мечети с максурой, возведенной Шемс-ал-Мульком, Арслан-хан прибавил еще две мечети в го­роде и одну в бывшем загородном дворце Шемсабад. Соборную мечеть, находившуюся у подножия крепости, он решил пере­местить так, чтобы она оказалась в черте шахристана, преда­тельский минарет, с которого стреляли в крепость, срыть и, наконец, возвести новый большой минарет в отдалении от цита­дели. Как архитектурная доминанта башня минарета должна была отвечать величию города, благочестию его правителя и искусству прославленных мастеров.

Новый минарет строили, как никогда раньше, искусно, и был он, по словам Кубрави, «красиво сделан» 3. Но сказалась от­сталость техники: не успели его закончить, как минарет упал на соборную мечеть и две трети ее разрушил. В 1121 году за­кончили мечеть, а в 1127—1129 годах вновь соорудили мина­рет, подобно которому «не было нигде» (илл. 32). Старались построить как можно прочнее; верх сделали из жженого кир­пича. Это была удача, убедительная и полная, вызвавшая вско­ре подражания.

Большой бухарский минарет вознес свой фонарь над всеми строениями города. Он имел практическое назначение: взойдя на верхушку башни, хор азанчей призывал с нее верующих на молитву; пользовались им и в качестве дозорной башни. Но не только этим определялась его архитектурная форма. Ме­четь, при которой он находился, была соборной, то есть обще­городской. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была на Востоке огромна. Соборная мечеть олицетворяла духовное единство членов городской общины. Она скрепляла это един­ство, утверждая нормы феодального правопорядка; она дикто­вала обязательность для членов этой общины морально-этиче­ских установлений ислама, его догм. К минарету-башне собор­ной мечети, как светящемуся в ночи маяку, были прикованы взоры путника, приближавшегося к городу на «кораблях пу­стыни». Каждый пришелец, прежде чем пользоваться приви­легиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем установ­лениям местной духовной и светской власти. Видимо, не слу­чайно название башни (маноре — по-арабски маяк); ее архи­тектурная форма, очень своеобразная в ряду других высотных сооружений города, стала общераспространенным в странах ислама символом веры мусульман4. Минарет стал ориентиром, вехой, указывающей в лабиринте улиц место сбора прихожан всех кварталов города.

Главный минарет приводил все ансамбли города в некое зри­тельно ощутимое соподчинение и основанное на нем единство. Благодаря ему город обретал целостность архитектурного вы­ражения. Его эмоционально-эстетическое воздействие было не­разрывно с практическим назначением и архитектурной фор­мой. Последняя имела под собой широкую почву технико-эконо­мических, художественных и историко-культурных обобщений.

С высоты бухарского минарета (она достигала 50 м) было видно, как сквозь лоскутную пестроту застройки проступают четкие контуры монументальных мечетей, медресе и ханака. Они закрепляли узловые точки на магистралях города, допол­няя собой то странное смешение роскоши и нищеты, кипения толпы п жалкого прозябания, какое являла собой средневеко­вая Бухара.

Творения монументальной архитектуры были разбросаны в беспорядке по всему городу, но в каждом случае это были ан­самбли с целостно найденными формами. В общем хаосе сти­хийной застройки они читались довольно четко: правильно очерченные плоские параллелепипеды, замкнутые по периметру лежащего посредине двора (своего рода «зала на воздухе»), и компактные объемы зданий портально-центрической компо­зиции.

Бухара XI—начала XIII века была порождением нового об­раза жизни людей. Каждая часть города имела свои большие традиции. Но живое побеждало мертвое на каждом шагу, и никакая привязанность к старине не могла остановить неудер­жимый ход истории. Никакое нашествие, самое сокрушитель­ное и катастрофическое по своим последствиям, не изменяло так весь уклад жизни города и его архитектурный облик, в частности, как внутренний процесс развития феодализма, воз­росшая активность его торгово-ремесленных кругов, особенно в городах.

В Самарканде наблюдалась схожая картина: происходило смещение центров городской жизни; соборная мечеть и дворцы переместились из цитадели в шахристан, а затем последовало запустение шахристана.

Старая схема планировки города, теснившегося ранее в пре­делах городища Афрасиаб, сошла на нет. Жилые ремесленные кварталы группировались вокруг новых общественных цент­ров: рыночных площадей, базаров, подворий. В XI—XII веках окончательно оформился образовавшийся к югу от рабада «внешний город» (шахрибирун), обнесенный особой стеной. В центре его, на месте нынешнего Регистана, густо застроен­ного тогда постройками зажиточных горожан, находились стек­лодувные и керамические мастерские, вырабатывавшие резные неглазурованные кирпичи для облицовки зданий, терракотовые квадратные плиты, покрытые бледно-зеленой поливой и орна­ментированные домашние очажки5. Слободы ремесленников и пригородные усадьбы протянулись вдоль дорог и оросительных каналов в направлении районных экономических центров, где устраивались в определенные дни ярмарки, и, особенно, куль­тивировавшихся в эту пору «святых мест», окруженных под­ворьями для молящихся.

Главное место по количеству городов занимали в ту пору области Шаш и Илак. «Владетель Шаша с его тюрками» фигу­рирует как постоянно активная, противоборствовавшая намест­никам из Хорасана, а затем и саманидскому правительству, сила. Еще в X веке столица Шаша Бинкет была, по словам Ибн-Хаукаля, «самой крупной пограничной крепостью», она от­личалась «обширностью зданий» 6. В XI веке Бируни и Мах­муд Кашгарский упоминают столицу Шаша под тюркским ее названием (Ташкент, Таркан).

Ташкент имел цитадель с двумя воротами, шахристан с тре­мя воротами и две концентрические стены рабада с десятью воротами во внутренней и семью воротами во внешней стене. Во внутреннем рабаде были обширные базары, во внешнем — усадьбы1.

В Ахсы (Ахсыкенте), главном тогда городе Ферганы, уже в X веке жизнь перешла в рабады, располагавшиеся на проти­воположной (южной) стороне реки. Город был благоустроен. Хаузы его были выложены жженым кирпичом и оштукатуре­ны 8. Город утопал в зелени.

На XI—XII века падает интенсивное развитие и старого Тер­меза, далеко оставившего позади город времен Саманидов. Пе­реход Термеза под власть нового государства Караханидов со­вершился небезболезненно и имел своим последствием извест­ный экономический кризис, который, однако, вскоре же, в X веке, был изжит9. В 1073—1074 годах стены термезской цитадели были укреплены и облицованы жженым кирпичом. Старый шахристан получает вторую городскую стену (позади внешней). Ремесло и торговля концентрируются в пригороде—к востоку и северо-востоку от шахристана возникают новые планировочные узлы с жилыми кварталами, мечетями, медресе, водопроводной сетью и т. д.; образуется как бы второй шахристан. Затем сооружается новое большое внешнее кольцо стенрабада. В него входит ансамбль пригородных дворцовых зданий 10.

В Узгенте быстрый рост территорий города привел к обра­зованию не одного и не двух, а трех шахристанов. занимаю­щих отдельные площадки. На средней из них помещалась старая цитадель (кухендиз). Последний по времени, восточный шахристан был уже в XI—XII веках заброшен и превращен в кладбище; жизнь переместилась в рабад, находившийся на месте современного Узгента11.

Развитие городов протекало повсюду по-разному, но его об­щей чертой в Мавераннахре X—XII веков был рост террито­рии города, появление новых предместий-рабадов, перенесение в рабады деловой торговой жизни и ремесленных производств.

Для ряда сельских поселений этой поры характерна строгая регламентация занятий по видам ремесла. Поражают разме­рами неукрепленные поселения ремесленников Белед-тепе и Мунчак-тепе — в Фергане, Тункет — в Илаке. В первом жили кузнецы, во втором — гончары, вырабатывавшие продукцию ти­пичного для Мавераннахра образца, в третьем — мастера гор­норудного дела. Такая же специализация селений отмечалась в ту пору и в других районах (например, хлопчатобумажными тканями славился Тисхан, сапожниками — Ренджед и т. д.). Ферганские мастера славились «искусством обращаться с же­лезом». Железное оружие Ферганы было «во всеобщем упо­треблении в Хорасане и... до Багдада и Ирака» 12. В Маверан­нахре не было столь больших селений, как в Фергане, где и жителей было больше и где в территорию селений входили пастбища для скота.

Необычайный подъем в развитии городских и сельских посе­лений отмечается в XII — начале XIII века и в Хорезме. И там в указанный период быстро растут укрепленные города и неукрепленные сельские поселения 13.

В планировке городов и селений Хорезма, Мавераннахра и Ферганы XI—начала XIII века, взятых в целом, мы не нахо­дим проявлений единого замысла зодчего или властелина. Круг, прямоугольник или квадрат с регулярным планом улиц и пло­щадей — распространенный в древности и раннем средневе­ковье, — сохранялись, вероятно, лишь в дворцовых комплексах (вроде дворцов Самарры, воздвигнутых за чертой беспокойпого Багдада), отчасти в крупных усадьбах, в пограничных фортах и рабадах, но не в планировке города или села в целом.

Облик города менялся вместе с изменением условий жизни и ростом потребностей населения. Новые планировочные идеи не изобретались; города складывались рядом поколений, вно­сивших свой вклад в общее целое по частям.

В условиях, когда городские земли и строения стали быстро дробиться на отдельные мелкие владения и скупка их стала не под силу даже крупнейшим феодалам, нечего было и ду­мать о какой бы то ни было генеральной схеме. И тем не ме­нее каждый из старых городов приобретал свою определенно выраженную структуру с четко выявленными элементами пла­нировочных и объемно-пространственных решений. Сущность их раскрывается на анализе отдельных типов сооружений и архитектурных школ; с ними мы и познакомимся на образцах дошедших до нас памятников.

Менее всего изучена жилищная архитектура, особенно в го­родах, где она была сметена более поздними постройками. Лишь археологические исследования позволяют заглянуть в ее прошлое. Основной массив жилых кварталов города составляли, видимо, небольшие владения; они отвечали условиям жиз­ни феодального торгово-ремесленного города с его невероятной (не только на Востоке) теснотой и скученностью домов, дво­риков и лачуг. Базары, то есть торговые ряды, и ремесленные кварталы срослись воедино и составляли основную ткань всего организма города. Там, где раньше стояли группы замков, уце­левшие в черте города от старых времен, выросли сейчас но­вые большие дома-хоромы. Они сохраняли преемственность и связь с архитектурой феодальных кешков. Но времена меня­лись, а с ними изменялся и архитектурный облик выстроен­ных торговыми людьми покоев и палат.

Благодаря работам ЮТАКЭ они хорошо известны для Се­верного Хорасана. Типичными для XI—XII веков можно счи­тать сырцовый дом к западу от Султан-калы и развалины за­городного дома в Яккипере м.

Внешние формы этих зданий напоминают усеченную пира­миду. Здание квадратно в плане, возведено из сырца в два эта­жа, имеет по осям несколько выходов; в центре дома — обшир­ный квадратный зал михманханы, возвышающийся в два этажа по высоте с крестообразно расположенными нишами; в уг­лах — комнаты, коридоры, лестничные клетки.

Облик массивных полудомов-полузамков отвечал условиям городской жизни, в них исчезли элементы крепостной архитек­туры (башенки, гофры), лицевые плоскости стен оживлены на­стенными арочками, нишками, карнизами и тягами из жжено­го кирпича 15.

В Мавераннахре с этим типом жилищ можно сопоставить сырцовые здания древнего Термеза. Одно из них, безымянное, с нишками в интерьере — XII века 16 и ряд других, без мел­ких нишек,—второй половины XIII века 17 (схема 1).

Об интерьере жилых домов Мавераннахра в этот период можно судить по одной из комнат, вскрытых в процессе раско­пок в старом Термезе 18. На полу выкладки из жженого кирпи­ча образуют восьмиконечную звезду в окружении полигонов из квадратов и треугольников. В боковых третях кирпичный пол несколько проще. Интересно чередование плиток желтого и красного обжига; часть треугольных плиток у входа была по­крыта голубой глазурью. «Паркетная» выкладка переходит и на нижнюю часть панели, образуя бордюр из чередующихся красных и желтых фигур.

Комната освещалась окном с алебастровой решеткой, рас­писанной коричневыми линиями, красными и зелеными пятна­ми. Крупные ячейки решетки заполняли небольшие фигурные решеточки с заделанными в них фрагментами разноцветной стеклянной посуды — желтого, синевато-зеленого, красного, ма­линового, светло-зеленого, фиолетового цветов. Окно пропуска­ло мало света, но выглядело на просвет очень нарядно. И цвет­ные стекла и выстилка пола кирпичом красного и желтого об­жига в сочетании с голубой глазурью — свидетельства начав­шегося поиска светоцветового эффекта.

Дворцы представляли собой сложные комплексы, заключав­шие и традиционный зал приемов, и парадные апартаменты, и внутренние покои для жилья, и различные службы, включая мастерские, удовлетворявшие нужды двора. Дворцы не уступали саманидским ни в размерах, ни в относительной комфор­табельности. О прекрасном дворце, выстроенном тамгач-ханом Ибрагимом в квартале Гурджимин в Самарканде, современник писал, что это сооружение должно было говорить о славе хана так, как Фаросский маяк говорит о славе Александра Маке­донского или Таки-Кесра (дворец Хосроя) в Ктесифоне — о славе Хосроя Ануширвана. На Афрасиабе вскрыт ряд дворцо­вых помещений; раскопки продолжаются успешно, но где ле­жат остатки дворца тамгач-хана, увы, все еще неизвестно.

От загородного дворца Шемсабад, выстроенного в Бухаре Шемс-ал-Мульком  (вторая половина XI в.), ничего не осталось.

Яркую и красочную картину большого загородного дворца XI—XII веков рисуют нам руины дворцового комплекса, вскрытого на городище старого Термеза (схема 2).

Дворец располагался за чертой города и был окружен особой крепостной стеной (вскоре после возведения дворец вошел в общее кольцо стен рабада). Величественное здание представ­ляло собой прямоугольный в плане массив с высоко поднятым арочным порталом. За ним лежал большой прямоугольный двор с айванами. Посреди двора помещался обширный четырехуголь­ный ступенчатый бассейн с заделанными ниже глади вод боль­шими глиняными корчагами (хумами), служившими, вероятно, специальным убежищем для рыб. Двор окружали строения: на южной и северной стороне павильоны, прямо против вхо­да — высокая арка выдвинутого вперед айвана. В глубине его лежал открытый спереди тронный зал правителя. Это был аудиенц-зал, исполненный торжественности и величия — пред­мет особых забот восточных владык и мастеров-зодчих. В нем должны были получить высшее выражение архитектурные воз­можности и эстетические идеалы века.

Аудиенц-зал (13,5ХИ>5 м) в соответствии с давней тради­цией этого типа сооружений заключал тронное место (тахт) со скрытым позади престола проходом во внутренние помеще­ния. Ему надлежало быть открытым спереди большим арочным сводом (как в старых сасанидских дворцах). В развитие этого принципа аудиенц-зал термезского дворца представлял собой уже не целостный пространственный объем, а ряд сопряжен­ных пространственных форм, расчлененных массивными пило­нами. Благодаря выступающему вперед айвану тронное место отодвигалось как бы в глубь сцены. Архитектурным членени­ям и формам была придана исключительная массивность, от­вечавшая основному материалу сооружения — сырцу. Однако здание не должно было быть грузным. Сырец позволял еще дать новые архитектурные решения старым планировочным и конструктивным схемам.

Зал был разбит пилонами на три нефа: средний — высокий, в два «этажа»; боковые, охватывающие его с трех сторон,— низкие. Они создавали как бы коридор вокруг главного поме­щения. Над коридором размещалась, по-видимому, галерея с интерколумниями, открытыми внутрь аудиенц-зала. Этот архи­тектурный принцип напоминает восточные базилики, данные в своеобразном варианте, с применением массивных сводчатых перекрытий и арок стрельчатой формы.

Стены, пилоны и украшавшие их угловые колонки были об­лицованы фигурным и резным жженым кирпичом разных форм и очертаний; для этого употреблялся пиленый, подточенный и лекальный кирпич до тридцати видов. В редких случаях рель­ефные выкладки узоров из кирпича дополнялись резьбой.

Здесь мы имеем законченный тип дворцового зала, порож­денный еще старой архитектурной концепцией коридорообраз-ных помещений, разбитых с помощью пилонов на ряд неболь­ших участков, с использованием разной высоты крытых свода­ми помещений для устройства галерей. Последние были вызва­ны конструктивными соображениями (для уничтожения рас­пора свода средпего высокого помещения). Но уже сама идея вытянутого вверх зала, повлекшая за собой применение воз­вышенных арок стрельчатого очертания, была следствием но­вых потребностей и представлений.

Рельефный кирпичный узор сохранял пластические качест­ва стены. Его непритязательная простота и строгое соответст­вие поля членениям стен отвечали сдержанности и лаконизму раннесредневекового зодчества. Вместе с тем кирпичная мозаи­ка позволяла усложнять узоры: перевязка кирпича и выкладка по рисунку рождали увлечение сложными наборами, а затем и применение целых блоков с имитирующим кирпичики узо­ром. Пиление и подточка, в свою очередь, приводили к поис­кам более рациональной обработки штучных изделий еще до их обжига.

Момент, казалось бы, чисто технический или технологиче­ский был неразрывно связан с определенным кругом архитек­турных идей.

В XII веке, когда прочные кирпичные облицовки аудиенц-зала едва ли успели не только разрушиться, но и потемнеть,— весь кирпичный декор зала был покрыт алебастром и на него нанесена новая резьба20. Зал получил исключительно эффект­ную отделку. Видимо, в эту пору были изготовлены алебаст­ровые решеточки с цветными стеклами, помещенные в люнет-ки на кривых поверхностях сводов. На айване была введена местами роспись с преобладанием растительной орнаментики— синие лепестки причудливых форм с оранжево-красными яд­рышками бутонов и черным контуром узорных и обрамляющих линий. Надписи в резном штуке и росписях — преимуществен­но благопожелания. Стеклянные медальоны с рельефным изоб­ражением всадника на охоте, птиц и зверей содержат упоми­нание султана Абул-Музаффар Бахрамшаха. Это имя указы­вает и на примерную дату покрытия стен дворца штуком (не позже 1129—1130 г.) 2|. Назначение медальонов точно не уста­новлено (служили для застекления или заделывались в ганч на стене).

Архитектурный декор стал более дробным. Он покрыл сте­пы, своды, поверхности опор сплошным узорчатым ковром. Но эффект строгой, хотя и нарядной простоты не был утрачен. Это было достигнуто тщательно продуманной и эстетически прочув­ствованной системой в компоновке десятков и сотен мотивов орнамента.

В интерьере аудиенц-зала совершенно нет выступов, лопаток, пилястров, то есть элементов пластического членения поверх­ности стен. Весь узор — плоскостный, он образует широкие полосы (дорожки) и замкнутые панно. Последние взяты в ра­му и, располагаясь над нижним ярусом дорожек, слегка вы­ступают из плоскости стены.

В цокольной части шла цепочка арочек. сплетенных лентой меандра с заполнением бесконечно варьируемых завитков, спи­ралей, полупальметт. Над ней слегка нависла дорожка геомет­рических узоров, то с прямым обрезом по грани пилона, то скомпонованная из взятых в раму панно. Еще выше, в интер-колумниях, были помещены декоративные арочки с изображе­нием фантастических животных (обнаружено до десяти компо­зиций). Угловые колонки пилонов со стороны, обращенной внутрь зала, были покрыты сложным геометризованным узо­ром и опоясаны лентой надписи, изящно исполненной почер­ком насх. Надписи шли и по архивольту арок интерколумни-ев. На плоскости сводов были также помещены изображения фантастических животных.

Сюжетом зооморфных изображений служили на стенах геральдически скомпонованные грифоны, скрестившие перед­ние лапы, два обернутых спиной друг к другу вздыбившихся льва с общей головой-маскароном, лев, напавший сзади на бы­ка. В плоскости свода — грифоны с туловищем, усыпанным звездами22. Точки, кружки и звездчатые розетки, разбросанные по туловищу животных, позволяют видеть в них мотив косми­ческого содержания.

Дворец в Термезе не имеет себе прямых подобий. И тем не менее он не только не выпадает из круга других памятников XI—начала XIII века Мавераннахра, Тохаристана и Хорасана, но как бы синтезирует многие частные проявления этого стиля в других памятниках эпохи. В его декоре обнаруживается мно­го общего с резным штуком Мерва и Данденакана23.

В некоторых деталях архитектуры и архитектурного убран­ства термезский дворец перекликается с газневидским дворцом в Ляшкар-Базаре, где мы находим схожие облицовки из жже­ного кирпича и композиции резного ганча в убранстве интерь­ера24.

При всем узорном великолепии интерьера в термезской двор­це художественные средства декора лаконичны. Это, видимо, типично для архитектуры домонгольской эпохи.

Дворец правителей Термеза позволяет судить о характере других не дошедших до нас дворцовых сооружениях эпохи. Он говорит о коренных изменениях в стиле архитектурного декора на протяжении сравнительно короткого отрезка времени. В ар­хитектуре дворца с необычайной полнотой и выразительностью сталкиваются между собой две эпохи, два мировоззрения. Единство стиля достигается в нем подчинением принципам нового искусства приемом искусства старого.

Гражданские сооружения; в применении к средневековому городу на Востоке этот термин кажется неуместным, но как бы мы ни называли сооружения общего пользования — их ме­сто в архитектуре Востока XI—XIII веков очень велико. До­статочно назвать укрепленные форпосты (рибаты), служившие подчас и торговыми факториями, караван-сараи — дорожные и в городах, странноприимные дома (ханаки), открытые бас­сейны для запасов воды (хаузы) и укрытые куполом (сардо-ба), бани, торговые помещения и склады (тимы, ханы), мосты. Быть может, нигде так полно не выявляли себя творческая инициатива и строительный навык народных мастеров, как в этой области градостроительного искусства.

В XI—XIII веках продолжается строительство крепостей. Кызкала (на стыке Узбекской и Туркменской ССР) — это большое и мощное по тем временам укрепление, почти треу­гольное в плане, было окружено внушительной стеной. Она бы­ла сложена из глыб камня и поднималась на высоту до десяти метров. Закругленное предвратное сооружение вело к высокой стрельчатой арке ворот, сложенных из жженого кирпича; во­круг стен, по внутренней стороне, шли помещения тоже из камня. В крепости находились пять крупных н овальных цис­терн и высеченная в скале уширенная книзу подземная тем-ница-зиндан. Одна из ее башен несет характерные для эпохи полукруглые выступы (каменные гофры); другая, кирпичная, имела колодец, снабжавшийся водой из реки с помощью кера­мических водопроводных труб. Голову водопровода защищала другая каменная крепость (Иигит-кала).

Полукрепостной характер сохраняли в ту пору и отдельно стоящие на больших дорогах караван-сараи. Лучший из них, Рабати-Малик (XI в.), лежит в степи на старом большом трак­те из Бухары в Самарканд25. Его руины еще недавно остав­ляли неизгладимое впечатление внушительностью своих форм. Здание это отличает строгая красота архитектурных деталей. Здесь все торжественно и монументально, как будто дорожная станция — приют караванов и склад транспортируемых изда­лека товаров, гостиница для купцов — вступила в спор с бы­лыми замками и дворцами местных господ. Сами султаны ста­ли первыми купцами, и воздвигнутые ими дорожные, по существу, торговые станции утверждали в сознании людей право и привилегию новых властителей мира.

В Рабати-Малик — поразительно четкое сочетание приемов архитектуры двух смежных по времени эпох. Одна наделила его фасад монументальными гофрами, другая — величествен­ным порталом и фланкирующими крыльями, высокими, похо­жими на минареты башнями.

После мавзолея Саманидов в Бухаре это едва ли не самое блестящее творение эпохи. Рабати-Малик представлял собой обширный квадратный в плане массив, обращенный въездным порталом на юг. За главным входом находился большой двор; вдоль стен шли обращенные к нему узкие помещения. На глав­ной оси здания, против входа, высилось еще какое-то крупное сооружение. Эти приемы планировки нам уже знакомы по бо­лее древним образцам архитектуры домусу.тьманского времени. В разное время и в разном применении они приводили к раз­личным результатам. И буддийский монастырь и мусульман­ское медресе имеют общие черты плана, но архитектура их совершенно отлична. И кто знает, не повлияла ли композиция караван-сараев типа Рабати-Малик на другие современные им виды архитектуры (скажем, медресе)?

Остов угловых башен и стены караван-сарая были сложены из сырца, портал и верх башен — из жженого кирпича. По­верх сырцовых кладок была одета рубашка из жженого кир­пича, так что все здание имело однородную поверхность кла­док. Но в соответствии с традицией сырцовых сооружений лицевая сторона фасада имела ярко выраженный скос. Этот конструктивный прием усиливал вместе с тем и впечатление монументальности. Горделиво откинуты назад строгие в пла­стическом уборе гофр неприступные стены. Общая высота пор­тала составляла примерно 18 метров, высота арки — около 11,5 метров. Высота стен — до 12 метров при семикратной их протяженности.

Еще недавно, пока не был открыт мавзолей Араб-ата (X в.), портал Рабати-Малик считался самым древним из сохранив­шихся на территории Узбекистана. Он предстает перед нами в уже совершенно созревших и высокоразвитых, утвердивших­ся затем на века формах. Это самостоятельный объем выдви­нутой вперед высокой стенки с глубокой полусводчатой нишей, заключающий вход. По контуру портала идет широкая П-об-разная рама из прямоугольных сплетающихся звезд в обрам­лении из перехваченных узлами парных лент. Узор кирпич­ный, рельефом, с дисками в звездах и плоской резьбой графи­ческого характера по заполняющему фон штуку. Надпись из резной терракоты с упоминанием «султана мира» очерчивает арку. В полукуполе поперечная полуарка делит его на три части. В углах помещается консольно-ячеистый парус из прос­тых кирпичных сталактитов с резьбой по штуку. Парус охва­тывает дорожки в убранстве несколько архаизированных полу­пальметт и S-образных фигур.

В пору одного из ремонтов в нише возвели щипцовую стенку с малой входной аркой. Быть может, тогда же появились и штукатурки на щеках большой арки с резьбой на мотив пар-пых кирпичей п узор ил входящих друг в друга фигур.

Но что особенно впечатляет в Рабати-Малик и придает ему неповторимый облик — это разработка стен. У них самостоя­тельное, строго симметричное построение: посредине каждого отрезка стены шесть сомкнутых полуколонн с венчающей их серией перспективных тромпов. По сторонам — другой вариант той же темы: две сомкнутые четверти колонн между зажавши­ми их высокими и узкими плоскими арками, забранными ввер­ху декоративной кирпичной решеткой. Промеж решеток и тром­пов — глухие стреловидные бойницы. Стена зиждилась на вы­соком цоколе и имела сложный карниз с фигурной выкладкой из кирпича. Зажатая между угловой башней и порталом, она являла собой архитектурное целое, что подсказывает мысль об использовании здесь прочно установившейся архитектурной традиции, имевшей в прошлом свою долговременную историю.

Наконец, угловая башня. Поставленная на оси стен, она так­же представляет собой самостоятельно сложившуюся в про­шлом часть сооружения. Она довольно приземиста и широка в основании (отношение к высоте примерно 1:3), что придает ей черты дозорной вышки. Однако таких башен было четыре; для нужд фортификации это излишне. Да и характер архитек­турной обработки стен, непомерной величины портал говорят о свободном обращении зодчего с архитектурными формами. Рядом с прямой функцией здания вставали идейно-образные задачи архитектуры как отрасли искусства. Только этим мож­но объяснить тот широкий размах, с каким были возведены эти колоссальные по размерам полуколонны, не выступающие из плоскости стены и ничего, собственно говоря, не несущие, кроме столь же декоративных сравнительно плоских арочек тромпов. Очевидно, что угловые башни закрепляли очень ло­гичную и художественно оправданную композицию, вырабо­танную еще в раннем средневековье и восходящую к античным прототипам зданий, замкнутых в прямоугольник. При фасаде длиной до 85 метров расчленить плоскости стен довольно слож­но. Уже в архитектуре кешков полуколонны, образующие гоф­ры стен, имели не только конструктивное назначение. Сейчас, при употреблении жженого кирпича, роль гофра практически сошла на нет. Гофры хорошо отвечали архитектуре замка, но дорожный караван-сарай — не замок и не крепость, требую­щая украс. Здесь мотив гофр кажется больше напоминанием о прошлом.

Укрепление для гарнизона, выдвинутое форпостом в степь, гостиница или постоялый двор для проезжих и странноприим­ный дом для совершающих странствие по святым местам по обету — вот что представлял собой рабат. В нем можно было укрыться от непогоды и превратностей пути, сложить на пере­валочном пункте товары, принадлежащие караванам самого султана, торговым компаниям и богатым купцам, найти, нако­нец, помещение для молитвы. Отсюда и по-дворцовому парад­ный въезд в царский рабат, обширный замкнутый двор, боль­шое число узких помещений, купольный зал и, наконец, угло­вые башни, игравшие роль также и минаретов. Их гладкий, слегка сужающийся кверху ствол венчали кирпичные фонари, поддерживаемые двумя ярусами вытесанных из жженого кир­пича сталактитов и пояс надписи из резной терракоты.

Чередование пластических форм и декоративных ниш в плос­кости стены очень эффектно. Оно создает ясно воспринимае­мый глазом и хорошо прочувствованный ритм. Высокий цоколь и венчающий стену узорный карниз направляют взор к флан­гам здания, зрительно как бы закрепленным вертикалью ба­шен. Плавный ритм стен нарушается лишь в центре компози­ции, где вознесенный над головой путника массив арки еще раз напоминает пришельцу о грозном могуществе «султана ми­ра», давшего ему приют. Такова была, как мы ее понимаем, архитектурная идея зодчего, в осуществлении которой им так искусно соединены принципы старой архитектуры и средства выразительности новой.

Из арсенала старых средств мы здесь находим: сырцовые кладки с облицовкой из жженого кирпича, сомкнутые полуко­лонны и четвертинки, переведенные в жженый кирпич (и те и другие утоплены в плоскость стены), арочные тромпы (им приданы уже, однако, стрельчатые очертания). К новым сред­ствам архитектуры мы можем отнести развитый средневековый портал с большой арочной нишей стрельчатого очертания, по­лусвод с поперечной полуаркой, сталактиты из тесаного кир­пича или покрытые резным штуком; наконец эпиграфические украшения п резьбу на ганче по мотивам фигурной кладки из жженого кирпича.

Конечно, Рабати-Малик — только одно из многих проявле­ний синтеза старых и новых элементов в архитектуре второй половины XI века. Его близкими предшественниками и ровес­никами были, по-видимому, караван-сарай Чаш-кала (конец X в.) на городище Садавар Дарганатинского района26; кара­ван-сарай Акча-кала (XI b.J по дороге из Амуля (Чарджуй) в Хорезм (оба из сырца с гофрами) и другие рабаты хорасан-ских и хорезмских мастеров. Сильно развитым порталом отли­чались также кирпичный рабат Дая-Хатын (на пути из Амуля в Хорезм27). Все они обнаруживают тесную связь с архитек­турой кешков и дворцов и вместе с тем несут элементы, при­сущие в ту пору и культовой архитектуре ислама.

В XI — начале XIII века мы застаем в Мавераннахре мече­ти нескольких типов: одни из них как бы завершают эволюцию старых сооружений и восходят к культовой архитектуре доис­ламского времени, другие знаменуют собой сложение новых конструкций п форм, отвечающих потребностям и художест­венно-эстетическим идеалам эпохи.

Полное господство жженого кирпича как стенового материа­ла, служившего и для купольных перекрытий, дало толчок развитию новых типов мечети. Но решал не только кирпич. Сам по себе он не диктует новых архитектурных форм. Нужна была потребность в его применении и рожденная этой потреб­ностью идея архитектурного сооружения, чтобы кирпич полу­чил широкое распространение и конструкции из кирпича стали источником развития новых архитектурных форм.

В сельской местности, где мечети были невелики, постройки из сырца вполне удовлетворяли потребности прихода. В круп­ных селениях и городах, где мечети были покрупнее и по-наряднее и где появился жженый кирпич, возводились и новые типы зданий.

XI век был отмечен в архитектуре ислама купольными мече­тями на кирпичных столбах. Здесь были четырехстолпные и многостолпные — одни продолжали следовать традициям про­шлого, другие выделялись новизной. К первым принадлежит одиноко стоящая на старом городище в селении Хазара (Бу­харский оазис) мечеть Диггаран (илл. 31) 28. Она представ­ляет собой кубический объем с центральным, на четырех круг­лых столбах куполом и серией окружающих его сводов. Сте­ны, сложенные из сырца, имеют снаружи легкий скос кверху. Массивные, короткие столбы из жженого кирпича несут лег­кие, соединяющие их большепролетные стрельчатые арки; на них установлены срезающие углы квадрата малые арки пару­сов; они-то и несут главный купол. Более низкие опорные арки переброшены со столбов на стены, распределяя распор главного купола. Выделение главного подкупольного простран­ства вызвало необходимость введения пологих куполов над бо­ковыми нефами и разработку специальных сводов для перекры­тия прилежащих участков.

Поискам конструктивных решений отвечает в этой мечети строгость ее архитектурного убранства. Гладкие кирпичные колонны на уширенных книзу базах выложены пз подшлпфо-ванного кирпича с чередованием _рядов радиально уложенного кирпича (плашмя и тычком). Четкий абрис больших арок оживляет поперечные велики (в сечении они образуют три­листник). Конструктивное убранство дополняют купола и сво­ды боковых нефов: для участков прямоугольного плана — типа «балхи» (кладка ведется от углов) и для квадратного плана— типа консольно-ячеистых парусов (кладка с напуском не­скольких рядов кирпичей, образующих выступы наподобие сталактитов). Полное отсутствие дробных членений и узорного декора здесь вполне оправдано всем стилем сооружения.

В мечети Диггаран не видно отделки михраба, нет и намека на портал, прочно вошедший в архитектурный обиход с конца X века. Очевидно, развитие архитектуры шло здесь больше по пути переработки и усовершенствования строительного опыта старых зодчих, разработки конструктивных приемов в новом материале, и лишь результаты, достигнутые в этой области, позволяли другим зодчим подойти по-новому к комплексному решению архитектурных форм нового стиля.

Именно так, по-новому, и решали свою задачу строители, возводившие в Бухаре многолюдную загородную мечеть Намаз-гах (1119-1120).

Расположенная в старом саду Шамсабада, мечеть эта при­надлежит в основном двум эпохам: к XII веку относится ее западная стена с михрабом, к XVI веку — трехпролетная гале­рея с купольным перекрытием и приставленный к ней портал.

В рассказе о возведении мечети Намазгах в Бухаре Куббави говорит, что «огородили все это место и окружили высоким за­бором, сделали минбар и михраб из жженого кирпича и еще встроили возвышение для произносящих такбир» 30.

Полная реконструкция старой мечети сейчас невозможна, однако существует довольно аргументированное предположе­ние, что стена с михрабом (в виде портала) и составляла, собственно говоря, мечеть. Именно она и являлась в таком случае организующим началом для огромного скопления людей, рас­простертых перед нею ниц на большой обнесенной стеной пло­щади.

На главной оси всего архитектурного комплекса располагал­ся михраб в обрамлении портала. Слева и справа от него гладь стены нарушали только плоские стрельчатые арки: средняя, пошире, на угловатых колонках, боковые — сильно вытянутых пропорций.

Источник:


Разделы:  Главная / Информация о сайте / Искусcтво и История / Фото Искусcтво и История




Категория: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ | Добавил: Бондаренко-Сергей (01.12.2011) | Автор: E W
Просмотров: 804 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа