Но такая архитектурная композиция не нова. Как не заметить ее сходство
в основных членениях с фасадом Рабати-Малик — конечно, не в деталях
архитектурного оформления, а в членении основных объемов и масс. И там и здесь
— устремленный вверх плоский портал и отходящие от него отступом по
горизонтали крылья с вертикалями высокой главной арки и узких стрельчатых ниш
по сторонам. Там в плоскость стены заделаны тромпы на гофрах и высокие арки с
кирпичной решеткой в щипце. Здесь высокие узкие арки с рельефным и плоским
узором. В Рабати-Малик стену фланкировали высокие узкие башни. В Намазгах,
вероятно, были трехчетвертные колонки. Архитектурный облик этих сооружений
разный, и тем не .менее мысль зодчего теснится и здесь и там в кругу однородных
композиционных пдей.
Портал мечети Намазгах никуда не ведет; он обрамляет михраб. К нему,
как «вратам царства божия» или алтарю, прикован взор уповающих на помощь
всевышнего. Портал повсюду устанавливает дистанцию между тем, кто бьет челом у
порога обптелп превысших — будь то храм или дворец, и тем, кто физически (или,
если это храм, то духовно) обитает за его высокой дверью. Идейно-образная
функция портала в обоих случаях — обрамляет ли он вход, или украшает михраб —
одна и та же. Ее исходным пунктом для
практически мыслящего зодчего является тема врат, открывающихся просящему и,
следовательно, прежде всего — арка или свод, несущий громаду портальной
стенки. Обычно арку несут угловые колонки — это мотив глубоко традиционный.
Тема эта была в мечети Намазгах обновлена П-образным ленточным обрамлением
лицевой стенки и сплошным узорным убранством.
Архитектурный декор мечети Намазгах производит впечатление
сдержанности и изящной простоты, хотя арсенал средств зодчего был довольно
широк. Здесь и парные кирпичи в чередовании с «бантиками», и рельефные надписи из выложенных
мозаикой неполивных кирпичиков (на щипце главной арки), и сложнофигурные
декоративные решеточки из резной терракоты (на щеке арки), и крупные фигурные
блоки из терракоты (капители колонок); небольшими участками резной ганч, мозаичные
выкладки из желтых и красных разного тона кирпичиков и наконец рельефные
поливные плитки с надписью над михрабом и арочками (другие надписи — более
поздние). В полусводе мнхраба — сталактиты. Они вытесаны из кирпича,
заделанного в кладку, и образуют систему маленьких па-русно-сомкнутых сводиков,
расположенных в несколько рядов (илл. 69).
Все эти приемы архитектурного декора как бы суммируют достижения
мастеров Мавераннахра и являются к началу XII века их итогом.
Естественно полагать, что по типу бухарской Намазгах строились тогда
же и другие мечети. Они не повторяли друг друга, но развивали сложившиеся уже
схемы, создавали варианты хорошо изученной уже, но не исчерпавшей себя
объемно-пространственной планировки зданий, со священной, обращенной на юг или
юго-запад стеной михрабов (одного или нескольких архитектурно выраженных или
только изображенных на плоскости) и открытым двором (с навесами, галереями или
без них). Иногда одна и та же мечеть в результате перестроек проходила по
ступеням эволюции разных архитектурных форм и суммировала их в одно сложившееся
таким путем целое.
Наглядный пример такой трансформации дает мечеть Хаким ат-Термези в
одноименном комплексе старого святилища близ Термеза. Еще в XI веке эта мечеть
заключала трехкупольный айван, оформлявший стену с 'полукруглым михрабом
посредине. Надпись и узоры из тесаного и шлифованного кирпича красиво
выделялись на фоне украшенного резьбой штука.
Около середины XII века мечеть Хаким ат-Термези разделяет судьбу ряда
других памятников с кирпичным убранством. Поверх узорного кирпича накладывают
(как и в близлежащем дворце правителей Термеза) ковер из белоснежного резного
ганча (илл. 35). Меняются и общие формы ее архитектуры. На каком-то этапе
двухстолпная (трехкупольная) мечеть-айван превращается в четырехстолпную
(девятикупольную), закрытого типа. Происходит как бы слияние двух ранее
выработанных типов мечети — линейного (стена с михрабом) и центрич-ного плана
(многокупольной).
Своеобразную эволюцию проделала в ту пору, вероятно, и
соборная мечеть Бухары. Из описания ее у Наршахи можно заключить, что, будучи
выстроена в 770 году между крепостью и городом и увеличенная в X веке Исмаилом
Самани на две трети, она меняла свои размеры путем приобщения к ней новых
территорий и переноса кыблы и такбира (места чтениякорана). При внуке Исмаила,
Сайде Насре, она обрушилась,похоронив много народу; через год была отстроена,
еще через год вновь обрушились крылья «с обеих сторон кыблы». Здесь нет речи о
куполе или сводчатых помещениях, а только о месте поклонения, по сторонам
михраба, то есть о стене, к которой, возможно, примыкали быстро
восстанавливаемые деревянные навесы. Это была, скорее всего, дворовая мечеть.
После того как в 1068 году с минарета этой мечети стреляли в крепость—инарет
подожгли. «Головни упали на соборную мечеть и она тоже сгорела»—значит была
деревянная. В 1069 году, по приказу Шемс-ал-Мулька «максуру и ту часть здания,
где находилась максура» (то есть место перед михрабом), перенесли «подальше от
крепости». И это было сделано в один год31. Наконец, в начале XII
века Арслан-хан вновь передвигает соборную мечеть. На нее, как уже указывалось,
рушится минарет и портит всю «резьбу и плотничью работу». Лишь после всех этих
бед соборная мечеть и минарет были возведены целиком из жженого кирпича.
Можно полагать, что и в Самтине (ныне Чар-Бакр) установленные Саидом
Майсуром «очень красивые минбары и мих-рабы», а также «несколько возвышений», с
которых произносился такбир, «чтобы всем молящимся было слышно», располагались
на открытом пространстве, перед стеной с айвапом, почему Наршахи и говорит, что
все это пространство до ворот крепости Бухары занимали молящиеся. Таким
образом, тип дворовых мечетей был в ту пору весьма распространен.
В Мавераннахре композиция дворовых мечетей имела, видимо, свои давние
традиции. Арочно-стоечная система, характерная для дворовых мечетей Переднего
Востока, дополнялась здесь стоечно-балочной (системой колонных айванов с резными
деревянными потолками и земляными крышами).
Наступает вторая половина XII — начало XIII века (время господства
торговых людей, выдвинувших свою династию сад-ров), и архитектура мечети
обретает в Бухаре новые формы. Мы узнаем их по мечети Магоки-Аттари,
возведенной на месте саманидской мечети Мах32. В результате раскопок
и специальных исследований памятника, который ушел в землю на глубину до
шести метров, можно считать установленным, что мечеть XII века была
воздвигнута на остатках четырехстолпной мечети Мах. К XII веку относится
реставрированный в наши дни южный портал мечети, основания ее стен и устоев
(илл. 38). Мечеть эта была шестистолпной и перекрывалась двенадцатью куполами.
Главный вход, смещенный с оси здания, лежал на длинной его стороне сбоку; это
связано было, вероятно, с условиями тесной застройки участка, а вместе с тем и
являлось показателем относительно свободного распоряжения порталом как частью
здания. Новые типы сооружений складывались из самостоятельно найденных,
по-разному компонуемых частей. Шестистолпный план мечети XII века не следует
рассматривать как прямое продолжение четырехстолпного плана. В сравнении с
мечетями типа Диггаран и Чар-Сутун здесь имеется скорее отход от старой
традиции и сближение с ароч-но-стоечными конструкциями арабского Востока. Уже в
мечети Хаким ат-Термези (XI в.) мы отмечали трехкупольный айван; здесь мы имеем
членение прямоугольного зала круглыми в сечении столбами на три нефа.
Отразилось ли это трехчастное деление на разбивке стен интерьера и членении
поверхности фасада — нам неизвестно. В мечети Диггаран на сырцовых стенах ее
не было; здесь она могла1 быть, но кладки частью скрыты под землей,
частью переложены.
Портал мечети Магоки-Аттари таит загадку. До сих пор мы встречались с
двумя типами порталов: в Рабати-Малик — с глубокой арочной нишей, в Намазгах —
плоской. В первом случае — полусвод, во втором — арка-короб. В портале
Магоки-Аттари арка заключает полусвод той же конструкции, что и в Рабати-Малик
(поперечная полуарка делит свод на три части, в углах сталактиты). Однако
зодчий идет дальше, пытаясь развить тему парадного входа хотя бы зрительно.
Для этого он слегка выдвигает вперед устои и, чтобы придать им монументальный
вид, расчленяет в плане каждый на две четверти круга. Сомкнутые четверти были
применены и в Рабати-Малик (там они не выходят из плоскости стены, отвечая
ритму лежащих в плоскости полуколонн). На боковинах устоев портала
располагаются вытянутые вверх арочки с плоскими решетками (они напоминают и
Рабати-Малик, и бухарскую мечеть Намаз-гах). Однако устои эти невелики и едва
ли могли служить прочным основанием для портальной арки. Как же венчались устои
— архитравом или аркой? Загадка ждет решения.
Исключая узор кирпичной решетки, декоративное убранство мечетей
Магоки-Аттари значительно отличается от мечети На-мазгах, хотя и там и здесь
применены схожие приемы: спаренные кирпичики с «бантиками», мозаика из
брусков, рельефные выкладки кирпичных надписей по диагоналям, решетки по рисунку
меандров. В Намазгах щеки и плоскости ниши убраны раздельно. В Магоки-Аттари
они составляют одно целое, как если бы рисунок строился на листе, боковые
четверти которого отогнуты под прямым углом. Развернем его, и мы получим широкую
П-образную ленту надписи, подчеркнутой посредине полосой меандров.
Надпись с высоко взлетающими стержнями букв (алифов и лам), писанная
изящным, упругим почерком, тонет в мелкой листве завитков и листьев.
Обрамленная с двух сторон кружочками перлов, она огибает щеку арки, переходит
на щипцовую стену и спускается по другой щеке. Узорную гладь спаренных
кирпичиков с «бантиками» прорезает маленькая дверь. На углах арки — круглые,
вырезанные из мягкого песчаника колонны со сплющенным тором и лирообразной
капителью. Полусвод очертан схваченными в узлах лентами. Заполнение его выразительно:
посредине полуарка в виде наборной решетки, в углах висячие сталактиты в
прямоугольных рамках из плит тисненой терракоты. Над ними — крупный кирпичный
узор решетки, утопленной в ганче. Сталактиты из кирпича, с отделкой из
рельефной терракоты. Все просто, логично, скромно по цвету и материалу и вместе
с тем полно изящества, вкуса и узорного богатства.
Безукоризненна в пропорциях и рисунке также и лицевая сторона портала.
Узкие, вытянутые вверх панно в обрамлении кирпичных лент заполнены
геометрическим узором в три яруса. С огромным мастерством компонуется
геометрический узор из кирпича. Его заполняют сочные пластичные спиральки, усики,
завитки, полупальметты причудливых очертаний. Исполненные изящества, они
вместе с тем лишены абстракции и кажутся живым, хотя и фантастичным выражением
богатства мира растений. Геометрический узор образует сетку, которая подчиняет
растительный мотив строго найденной системе ритмов. Здесь действует не одна
геометрия, но и художественный опыт мастера, его творческая интуиция. Она-то и
побуждала зодчего применить плоские панно и в отделке устоев. Четвертинки
колонн (полугофры) выложены из кирпичиков поясами и заключены также в своего
рода рамы. Этим окончательно снимается старая трактовка гофр как полустолбов и
утверждается их чисто декоративное значение. Пластика формы и светотеневой
узор сливаются в одно целое.
Цвет не играет в мечети Магоки-Аттари активной роли, но, как и в мечети
Намазгах, кирпичики подбираются и здесь по светлоте и тональности.
Своим узорным богатством южный портал мечети Магоки-Аттари превосходит
все другие современные ему в Маверан-нахре мечети. Это непомерное стремление к
изяществу работы не стоит в каком-либо отношении с культовым характером здания
или пышностью обихода феодальной знати. Мы видим источник этого стиля и
приемов мастерства скорее в необычайно высоком взлете художественных ремесел
XII века.
Мечеть Магоки-Аттари не была придворной мечетью. Ее место — в гуще
лавок и мастерских среди базара. Лишенный почестей и прав медник или гончар
находил радость и удовлетворение в творениях своих рук — в прекрасных
произведениях искусства. Любимые народом изделия переходили из поколения в
поколение, красуясь в домах людей большого и малого достатка. Не так ли
смотрел на мечеть и зодчий, чье ремесло строителя было запечатлено для глаз
многих поколений в самом долговечном из материалов — строительной керамике.
Спутником соборных мечетей были минареты. Эти, казалось бы, хрупкие и
неустойчивые, бросившие вызов стихии ветра и колебаниям почвы высотные
сооружения увлекали зодчих сложностью технической задачи. Многие минареты упали,
не оставив и следа, но тем и вознагражден труд лучших зодчих, что иные
воздвигнутые ими минареты пережили здания, к которым они примыкали.
Эволюция архитектурных форм минарета протекала весьма энергично.
Минарет у мечети Чор-Сутун в Термезе (XI в.) имел цилиндрический ствол33.
Минарет в Джаркургане (1108) — зто пучок стволов на призматическом основании
(илл. 136—137) 34. В Бухарском минарете 1127—1129 годов классически
выраженный фонарь гармонирует с массивным стволом минарета; монументальность
его форм носит преднамеренный характер и, видимо, отвечает идее маяка,
светящегося в ночи «людям веры». Здесь устойчивость сооружения (илл. 32)
программна. Но уже в минарете 1196—1198 годов, воздвигнутом богатым садром в
Вабкенте, архитектурные формы крайне облегчены, ствол вытянут, а фонарь
воспринимается как почти невесомая, сотканная из ажурной ткани узкая и высокая
ротонда, чудом вознесенная на недосягаемую высоту (илл. 33, 34).
Да и в керамическом убранстве этих минаретов прослеживается развитие
стиля. В Джаркурганском минарете — простые, но чрезвычайно выразительные
выкладки кирпичной плитки по гофрированному стволу в елку, в Бухарском минарете
кирпичные выкладки в форме плетенок и кружков сочетаются с выкладкой под
стилизованные надписи. В Вабкентском минарете — более плоский рисунок
шлифованных кирпичиков с чередованием поясов кирпича на ребро и фигурных
вставок; утонченность и в отделке кирпичной ротонды35. В минарете,
сооруженном в Вабкенте, зодчий как бы бросает вызов стихиям, повергшим ранее
на землю не один нерадиво построенный минарет. Великолепно не только то, что
прочно и устойчиво, но еще и изящно; таков как бы неписаный девиз строителя.
Требования культа могли проявить себя главным образом в намогильных
сооружениях, где человек верующий целиком посвящал свои помыслы загробному
миру. Мазар не случайно означал и место погребения, и скромное надгробие, и
блистательный мавзолей. Однако и здесь культовый момент нельзя считать
определяющим.
Мавзолеи XI—начала XIII века были наиболее плодотворной школой
мастерства зодчих. Они компактны и не требовали сложных решений плана; вместе с
тем их компактность открывала широчайшие возможности решения конструктивных и
декорационных задач в разработке форм не только усыпальницы, но и купольного
помещения вообще.
По количеству сохранившихся в архитектуре Средней Азии XI—XII веков
памятников мавзолеи стоят на первом месте. Хотя общей причиной их лучшей
сохранности является боязнь осквернения могил и распространенный во все времена
и у разных народностей культ предков, специфическим для XI— XII веков было
также широкое распространение суфизма и почитание места упокоения подвижников
— суфиев; последние пользовались большой популярностью в народе. Такие выдающиеся
мавзолеи этой эпохи, как Султан Саадат Абу-Саида в Мехне, Мухаммеда бин Зейда в
Мерве и прочие, стоят в несомненной связи с городской торгово-ремесленной
средой, поддерживавшей шейхов. Эти мавзолеи устраивались большей частью при
обителях-ханаках. Но были также и династические мавзолеи (давлетханы). Они
отличались главным образом богатством отделки, особенно на фасаде (мавзолей
Ибрагима ибн Хасана на Афрасиабе36, мавзолеи Узгента), иногда величиной
(мавзолей султана Санджара в Мерве).
Па территории Узбекистана до нас дошли мавзолеи XI— начала XIII века —
сырцовые и из жженого кирпича. В сырцовых мавзолеях все чаще употреблялись
конструкции из жженого кирпича, а в мавзолеях с облицовкой из жженого кирпича
в качестве стенового материала сохранялся подчас и сырец. Развитие
архитектурных форм тех и других протекало в едином русле. Переход к жженому
кирпичу способствовал развитию порталов, купольных конструкций, сводчатых
систем.
В мавзолеях квадратного плана простой, кубической формы массив стен
получает в углах арочный тромп, образованный тремя уменьшающимися вглубь арками
с низко опущенными пятами; они упираются в концы консольных балок. Переход от
основания пят к плоскости стены сглажен штукатуркой, образуя арочно-консольную
форму (прототип сталактита). В остальном сохраняется традиционный восьмерик,
образующий переход от квадрата стен (сложенных из сырца) к круглому основанию
кирпичного купола. Таков мавзолей X—XI веков на городище Миздахкан
(Кара-Калпакская АССР) 37.
Другой пример решения мавзолеев квадратного плана — мавзолеи в
комплексе Султан-Саадат близ Термеза38. Один из них (северный)
датируется третьей четвертью XI века, другой (южный) воздвигнут несколько позже
(конец XI — начало XII века). В северном мавзолее переход от кубического основания
к куполу осуществлен с помощью арок восьмерика и парусов, выложенных кирпичом
в елку, что вообще характерно для приемов зодчих южпых областей Средней Азпи
(особенно Тохаристана и Хорасана). В углах восьмерика свесы купола срезают
малые арочки, тоже с фигурной выкладкой из кирпича. В интерьере и на северном
фасаде здания трехчастное чередование больших и малых декоративных ниш — прием,
ставший типичным и для других памятников архитектуры этой эпохи.
Мавзолен квадратного плана кладут начало и другим производным от них
типам портально-центрических мавзолеев, образуя ряд форм, переходных от
квадрата в плане к восьмиграннику.
Уже при описании мавзолея Мир-Сайд Бахрам в Кермине (конец X в.) мы
подчеркнули особо важное значение среза углов квадрата. Этот прием возник,
видимо, в связи с восьми-частным делением подкупольной части и продолжением
перекинутых через углы арок до пола. Прием был развит и получил значение
целостной архитектурной идеи. Ею подсказаны мавзолей Шабурган-ата близ Каракуля
(Бухарская область) и ряд портально-центрических мавзолеев Хорасана и Хорезма.
Мавзолей Шабурган-ата (XI в.) имеет форму восьмигранной крытой куполом
призмы с приставленным к ней порталом39. Арочные ниши со сквозными
проходами превращали мавзолей в купольную ротонду. Позже арки были заложены
(кроме входной) на поперечной оси и над входом устроены окна. Соответственно
возросла и функция портала — оформление лицевой стороны здания и особенно его
отмеченного высокой аркой входа (схема 3).
Нижние части мавзолея были выложены кирпичными плитами плашмя и на
ребро; они массивны и выразительны. Их лопатки и выступ в виде складчатых
граней напоминают один из восьмигранных мавзолеев Машада XI—XII веков с гранеными,
суживающимися кверху, раздельно стоящими ребрами40. Нечто близкое
отмечено исследователем и на малоизвестных памятниках Торт-ауз и Ходжа-Рушнаи в
Сурхан-Дарьинской области41.
Мавзолеи типа Мир-Сайд Бахрам или Шабурган-ата крохотны. Будучи почти
игрушкой в руках искушенного мастера, они не решали больших архитектурных
задач. Но именно на таких произведениях «малой формы» проверялись, как на
модели, замыслы зодчих. Их успех предрешал создание более крупных построек.
Мавзолеи, как правило, не повторяли друг друга, хотя отдельные приемы
использовались неоднократно. Так, фигурная выкладка угловых колонок проходит в
большой серии памятников Средней Азии, начиная с мавзолея Саманидов. Дальнейшая
их эволюция отмечена в Мавераннахре (мавзолей Араб-ата X в.) ив Хорасане (мавзолей Алембердара начала XI
века), мечеть в Дахистане XII—XIII веков. Слаборазвитый портал также
претерпевает длинную эволюцию. Одно из первых звеньев этой цепи сковали в
Мавераннахре строители мавзолея Араб-ата в Тиме. Дальше следуют: в одном
направлении— мавзолей Худай Назар Овлия (XII в.) в Туркмении42, в
другом — мавзолей Узгента (XII в.) в Киргизии43.
Соединительные звенья этой цепи обнаружены нами недавно в низовьях
Кашка-Дарьи (мавзолеи Исхак-ата и его дочери из некрополя в селении Пудина близ
Касана). Здесь угловые колонки теряют фигурную выкладку, а в убранстве стен и
яруса парусов появляются двухцветные узоры из красных н желтых кирпичей44(схема 4).
Трехчастное членение стен в ряде мавзолеев этой эпохи представляет
собой известную традицию. Она связана с определенным техническим приемом.
Такое членение стен было наиболее логично в четырехстолпном здании, где арки
переброшены на стенку и опираются на несущие их пристенные колонны или лопатки.
Соответственно и многоколонный зал вызвал бы многочастное членение стен.
Однако этот прием утратил, видимо, свою прямую связь с арочно-стоечной системой
и использовался также в купольно-центрических зданиях. Так, мавзолей-мечеть
Ходжа Иса близ Ширабада 45 заключает прилежащее к мавзолею
трехкупольное помещение мечети, каждому квадрату купола которой соответствуют
снаружи арочные ниши. Средний зал (мечеть с михрабом) и боковой зал отделены от
зала с надгробием решеткой и имели отдельные входы, отвечающие наружному
членению продольных стен. Лопатки и арки делят их на шесть неглубоких ниш.
Опущенные пяты арок продолжаются с отступом внутрь до цоколя (это напоминает
арки в интерьере мавзолея Мир-Сайд Бахрам). Возникнув как мотив, выражающий
конструкцию здания, они тогда же перешли и в оформление стен зданий вообще.
Прием этот указывает на стремление придать арке более стройную, вытянутую по высоте
форму.
В сравнении с крупными мемориальными памятниками Хорасана, Хорезма и
Ферганы мавзолеи Мавераннахра той же поры кажутся более скромными в убранстве.
Преобладал резной и шлифованный кирпич.
Но имелись и мавзолеи, блиставшие резной терракотой и резным штуком.
Фрагменты портала мавзолея Ибрагима ибн Ха-сана (XII в.) 46 говорят
о полной победе на фасаде этого здания резной терракоты, в основном
естественных тонов, без поливы, но в центральных розетках — уже с бледной
зеленовато-голубой глазурью. В мавзолее Хаким ат-Термези — единовластие
резного штука 47 (илл. 35). В стоящей рядом мечети резьба по ганчу
легла поверх кирпичного узора. Стилистически резной штук мавзолея и мечети
Хаким ат-Термези тот же, что и во дворце правителя Термеза. Очевидно,
архитектурный декор культовых и светских зданий был един.
Достигнутое в оформлении дворцов и жилищ переносилось в декор мечетей и
мавзолеев. И, наоборот, опыт сооружения культовых зданий влиял на архитектуру
гражданских сооружений.
Зодчие были рачительными мастерами-строителями, то есть первоклассными
практиками, а не философами, осмыслявшими свои идеи на бумаге. Но все, что
выходило из рук мастеров этой эпохи, было проникнуто целостностью
художественного содержания. Мастера исходили из личного опыта и вкуса, в основе
которого лежала система художественного видения. А она была неразрывно связана
с миропониманием, которое владело в ту пору умами и чувствами людей — и тех,
кто утверждал свои феодальные права и привилегии, и тех, кто, подчиняясь им,
признавал освященную исламом непреложность установившихся в обществе отношений.
Можно предполагать, что антифеодальные движения затрагивали так или иначе уклад
жизни города, а с ним решали судьбу отдельных зданий или, способствуя
демократизации городской жизни, вызывали предпочтение, оказываемое
определенным типам зданий. Но пока эти движения не приводили к ломке основ
феодализма— градостроительное искусство и зодчество, предпринятое по инициативе
эмиров, султанов, шейхов или садров, различалось между собой в области
монументальной архитектуры не больше, чем богатый династический мавзолей в
сравнении с более скромным мавзолеем шейха. Дворцы и караван-сараи, мечети и
ханаки, минареты и мавзолеи — все виды монументальных сооружений возводились в
сходных технико-экономических условиях, да и миропонимание зодчих, возводивших
культовые и гражданские постройки, не знало существенных различий. Этим
определялось и художественное единство всей архитектуры Мавераннахра XI —
начала XIII века. Строительное искусство средневековья имело своим средоточием
города. В сельской местности сохранялись, больше чем в городах, традиции
раннефеодального зодчества, однако и сюда проникало влияние города, его успехи
в области строительной техники.
В сельской местности архитектура жилища сохранилась лучше всего на
некогда заброшенных землях Хорезма. Здесь вдоль сети каналов тянулись
отдельными группами крестьянские неукрепленные усадьбы. Каждое ответвление
канала было связано с определенной усадьбой. Одна из усадеб, наиболее крупная,
составляла резиденцию князя. Усадьбы сохраняли некоторые черты плана и
архитектурного оформления замков и крепостей, однако военно-фортификационного
значения они не имели.
Усадьбы крестьян в комплексе Кават-кала 48 представляли
собой подобие недавних узбекских хавли: большой, замкнутый глинобитной стеной
двор с группой прилежащих к одной из его сторон помещений. Это был
многокомнатный дом с монументальным двухэтажным главным залом-приемной
(михман-ханой). Внешне он походил на стоящий отдельно или стиснутый
примыкавшими к нему помещениями кешк. Однако это не был уже замок. Стены и
башни его были лишены бойниц и являли собой, по выражению С. П. Толстова,
«утонченный декоративизм архитектурного стиля» 49. Тонкие стенки,
выступы вроде башенок, ряды полуколонок (гофры), архаизированная резЬба по глине — узоры из кружков,
завитков и диагоналей, близко напоминающие мотивы на неполивной керамике того
же времени. Конфигурация главного помещения в плане довольно причудлива. То это
прямоугольник или квадрат, то два сомкнутых или пересекающихся под прямым углом
коридора, то круглое помещение с широким обходным восьмигранным коридором, то
узкий зал с двумя угловыми гранеными выступами. Внутри главный зал изобиловал
бесчисленными стрельчатыми нишками, заполнявшими всю плоскость стен, напоминая
голубятню. Назначение подобных нишек (они отмечаются также и в сырцовых
зданиях с гофрами в Северном Хорасане) не вполне ясно. Обычно ссылаются на
известное описание жилища ургенчского кадия у Ибн-Батуты (XIV в.), где говорится
о зале, в котором были разостланы «роскошные ковры, стены обиты сукном и с
множеством углублений, а в каждом углублении серебряные, позолоченные сосуды и
иранские кувшины. Таков обычай у жителей этой страны убирать свои дома».
Вместе с тем высказываются предположения, что в ниши вставлялись жерди и на них
развешивались для сушки ломти дынь.
Если бы здания с ячейками в стенах возводились только
для сушки дынь, то углубления для крепления жердей находились бы на продольных
стенах зала (особенно в расположенных «глаголем»), между тем нишки
располагаются во всех случаях и на продольных стенах и на торцах. Следует,
по-видимому, согласиться с предположением, высказанным относительно того, что
подобные каптарханы хорезмских усадеб XI—XII веков служили в неспокойные дни
укрытием для добра, а в обычное время использовались в качестве
подсобнохозяйственных помещений (для сушки винограда и приготовления
виноградного сусла); нельзя исключить и возможность использования их в качестве
палат для приема гостей в дни особых торжеств 50.
Такие же или сходные усадьбы с залом типа каптархана
были обнаружены во многих пунктах левобережья Аму-Дарьи и в районе древнего
Мерва. Они были оформлены по традиции башенными выступами, вверху — зубцами.
Вход был нередко выделен порталом со стрельчатой аркой.
Мы видим, как архитектура крестьянских усадеб приспосабливается в это
время к новым условиям жизни. Убранство зданий сочетает элементы пластического
декора со стремлением к нарядности и богатству узора. Между архитектурой феодальных
торгово-ремесленных городов и архитектурой крестьянских усадеб устанавливаются
различия, связанные с условиями жизни в городе и сельской местности, но постоянной
диффузии населения из села в город и обратному проникновению художественных
ремесел города в самые отдаленные пункты периферии сопутствует такое же
взаимопроникновение архитектурных форм и идей. Это проявляется прежде всего в
области монументально-декоративного искусства как области, наиболее тесно
связанной с городским и сельским ремеслом. Здесь устанавливается наибольшая
близость, а порой и тождество художественных мотивов и форм, из которых складывается
как единое целое стиль архитектуры и монументально-декоративного искусства
эпохи (илл. 37).