Растительный
орнамент архитектурных памятников Узбекистана XI—XII веков представляет собой
такую же закопченную систему, как и геометрический орнамепт этой эпохи. Сама
природа растительного орнамента, выполнение на глаз, от руки, делает его
подвижнее, чем достигается и значительное разнообразие форм. Кроме того,
растительный орнамент в гораздо большей мере, чем геометрический, связан с
живым наблюдением природы. В нем сильнее звучат мотивы, упасле-дованные из
прошлого, и проявляются более последовательно черты местного, локального стиля.
Если «геометрия» в орнаменте была целиком продуктом «ученого» искусства, то
растительный орнамент, попадая под влияние «геометрии», все же сохранял свою
приверженность к пзлюблепным мотивам традиционного народного искусства. Сама
геометризация растительных форм заключала в себе не только отход от натуры, но
и развитие в орнаменте повых качеств, отвечающих всему стилю архитектуры этой
эпохи. И нужно сказать, что достижения декоративного искусства XI—XII веков
проявились в области растительного орнамента в не меиьшей степени, чем в
области геометрического. Был создан орнамент, удачпо дополнявший собой
геометрические построения; стиль этого орнамента посил специфически
архитектурпый характер, он прочно увязывался со всеми материальными средствами
и особенностями строительного дела, и в этом его непреходящее значение.
В связи с
развитием геометрических построений растительный орнамент получил новую основу
для своего развития.
Из прошлого
был унаследован ряд мотивов растительного характера, переработанный в
соответствии с общим характером нового стиля. Подверглись переработке акант и
пальметта. Но переработка эта намечалась и достигла значительных результатов
еще в VI—VIII вв., так что формы классического аканта к рассматриваемому
периоду сохранялись пережиточно, на немногих произведениях (лопасти иа колоннах
XI—XII веков Джума-мечети в Хиве) 257. Лишь в самой общей форме
можно указать на связь мелкозубчатых крупнолистых мотивов с переработкой
аканта и на связь некоторых растительпых форм, легших в основу листа, цветка и
бутона, с пальметтой н цветком лотоса предшествующей поры. Пальметты и полупальметты
античного образца, так же, как и эмблема в виде парных крыльев,
эволюционировали в одном и том же направлении, и эта эволюция форм протекала в
разных концах мусульманского мира одновременно. В Средней Азии античный акант
редко сохрапял свою классическую (среднеземномор-скую) форму и чаще всего
перерабатывался в соответствии с местной флорой. В пальметтах IX—XII веков
связь с античными прототипами была утрачена полностью, и в них на первый план
выступала их геометрическая основа.
Весь стиль
растительной орнаментации XI—XII веков носит настолько целостный характер, что
любой его мотив обнаруживает, какими путями шла трансформация предшествующих
образцов и что нового внесла она в развитие растительного орнамента.
Для
растительного орнамента IX—X веков наиболее характерными мотивами являются: сердцевидный
лист с выкружками, зубчатый лист изогнутой формы, простой побег лозы с
отгибающимся последовательно острым листом в виде упрощенной полупальметты и
мелкие — трех-, четырех-, пяти- или шестилепестковые розетки, трилистники,
усики. Если сопоставить эти мотивы с характерными для V—VIII вв. мотивами, в
частности с четырьмя излюбленными тогда фигурами, напоминающими масти карт, то
станет очевидным, что источник у них общий (илл. 89). «Пики», «червы» имеют
форму сердце-винок, «бубны» заключают в себе четыре сердцевинки, а «трефы»—
розетки. Половинка сердечка («пики» или «червы») образует характерный острый
лист с выкружкой, ставший излюбленным в орнаменте средневековья. Сущность
происшедших изменений (трансформация сердцевинок) раскрывается на примере двух
фрагментов резного ганча IX—X веков из раскопок в мечети Магоки-Аттари в
Бухаре. Нетрудно заметить, что сердцевинка («пики», «че_рвы») приобрела форму
спаренных листьев с выкружкой. Та же примерно фигура сердечка из двух листьев
получается на другом фрагменте, путем построения восьми пересекающихся кругов,
центры которых примерно совпадают с углубленными отверстиями, образующими
вырезку листа. Сердцевинка или полусердцевинка в виде фигурного листа редко
строилась геометрически правильно и вообще не строилась, а рисовалась от руки,
но при этом сохранялся мотив, имеющий в своей основе известное геометрическое
построение. То же можно сказать и в отношении других элементов растительного
узора зтой эпохи.
Мы указывали
уже, что древние среднеазиатские пальметты доэллинистического времени, особенно
в тех образцах, какие нам дает культура сако-массагетов и степной части Средней
Азии, тесно связаны с мотивом завитка, спирали и сохраняют связь с излюбленным
в степном искусстве мотивом рогов барана.
Схематизация и
геометризация растительных форм IX— XII веков, коснувшись мотива античной
пальметты, как бы снова вернула мотиву завитков и спиралей, лежавших в основе
местной пальметты, его ведущее значение. Однако этот отход от реалистического
искусства к линейному схематизму форм не повлек за собой какого-либо повторения
мотивов старого степного искусства. И в отношении животного орнамента «второе
рождение» его не было, как уже отмечалось, возвращением назад. Возник новый вид
растительных орнаментов, получивших наименование «ислими».
Под «ислими»
разумеется не столько сам рисунок, часто совершенно различный, сколько приемы
композиции.
Рисунок
«ислими» обычно рисуется от руки, но составляющие его элементы подчинены ритму
кривых, имеющих форму дуги окружности, волны (синусоида) и завитка (спирали).
Первая образует завитки и вихрящиеся сплетения ветвей с разбросанными на них
завивающимися веточками и соцветиями, вторая — вьюнок или побегун с отходящими
от пего в свободной симметрии концами веток, бутонов и листьев. Построение
рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии, при соблюдении
основного закона — двухмерности, плоскостности изображения. Ни одна ветвь или
бутон не изображены в ракурсе, все элементы растения, получив форму плавных линий,
завитков и выкружки, как бы разложены со вкусом и зажаты в одной плоскости.
Они могут пересекать друг друга в два, три плана, но не могут развиваться в
глубину. Контур рисунка при таком плоскостном изображении натуры имеет,
естественно, главное значение. Соединение дуги и отрезка волны образует
фигурный лист. Те же элементы лежат в основе вьюнка. Что касается более сложных
мотивов цветка и бутона, то и они, имея исходной точкой развития цветки и
бутоны предшествующего периода, подчиняются линейному ритму дуги, волны и
спирали. Для цветочного орнамента памятников этой ;>похи (росписи во дворце
правителей Термеза, резьба по гапчу в мавзолее Хаким ат-Термези, терракоты
Самарканда XI— XII веков) особенно характерны фигурные бутоны вытянутой формы с
парными лепестками и длинным средним лепестком в форме стручка перца. В
соединении с волнистыми или спиральными ветками они образуют исключительно
изящный рисунок. Часто он сплетается с буквенным орнаментом (узгентские
мавзолеи) или геометрическими фигурами (мавзолей Хаким ат-Термези). В основе
этой фигуры, быть может, лежит мотив переработанного цветка лотоса, но
абстрагирование рисунка от конкретных видов растений зашло здесь так далеко,
что всякие догадки на этот счет были бы малоубедительны. Вместе с тем очевидно,
что все образующие бутон элементы сводятся в конечном счете к той же дуге,
волне и завитку.
Благодаря
последовательному осуществлению принципа подчинения растительной формы ритму
геометрических фигур описанная форма бутона и получила в мусульманском мире
столь широкое распространение. «Сердцевинки» с выкружкой, образующие
своеобразную пальметту, типичную для IX—X веков, фигурные многолепестковые
бутоны с длинным фигурным лепестком, характерным для XI—XIII веков, могут
считаться по праву принадлежащими всему декоративному искусству Средней Азии
этих веков.
Отдельные
элементы растительного узора служили для целей заполнения фона геометрических
фигур и для решения более самостоятельных задач.
Мотивы
пальметты и полупальметты традиционного образца, характерные и для V—VIII
веков, широко применены в резном ганче из дворца на Афрасиабе. Панели этого
дворца представляют собою, как уже отмечалось, разностороннее собрание мотивов
растительной орнаментики IX—X веков.
Мотивы
пальметты в виде «сердцевинок» с выкружками нашли себе большое применение в
заполнении фона геометрических фигур в мечети Магоки-Аттари в Бухаре (XII в.).
Здесь фигуры «сердцевипок» компоновались в разпых взаимоположениях на осях
зеркальной и центральной симметрии. Такие приемы компоповки сердцевинок или S-образиых
нолу-пальметт особенно интересны в резном ганче дворца правителей Термеза, где
оии располагаются на сетках квадратов и треугольников (илл. 90}. В ряде случаев
растительный орнамент самостоятельно заполнял целые участки обычно строго
ограниченного поля (например, тимпаны арок). Больших панно, в которых
растительный узор развивался бы самостоятельно, вне геометрического орнамента,
мы для XI—XII веков не знаем.
Лучшие образцы
архитектурного орнамента этой эпохи соединяют в себе благородство ритмов и
членений архитектуры раннего средневековья (в которой жили некоторые элементы
нозднеантичпого искусства) с достижениями декоративного искусства IX—XII веков.
Примером таких выдающихся образцов архитектурного орнамента этой эпохи является
резная терракота с портала мавзолея Ибрагима ибн-Хасана (XII в.) в
Самаркандском музее (илл. 75). Членение поля на серию фестончатых кругов из
перлов, соединенных между собою малыми кругами, — прием, характерный еще для
VI—VIII веков 25S. Между ними —
сплетения стеблей на основе волны п спирали с фигурными бутонами и листьями.
Среди них мы узнаем листья с выкружками, фигуры в виде стручка перца и варианты
бутонов с парными лепестками и длинным средним листом, переходящим в стебель
растения. Фестоны заполнепы мелким узором из симметрично сплетающихся в
плетенку и расходящихся ветвей и листочков. Рама и фестончатые круги
профилированы и оттеняют лежащую в заглублении мелкую резьбу.
Последовательность
метода построений, соблюдение определенной системы в рисунке, мастерство
исполнения и полное выявление возможностей материала — все это создало выдержанность
стиля архитектурного орнамента Узбекистана XI— XII веков и придало ему значение
выдающегося явлепия во всеобщей истории архитектуры и декоративного искусства.
Специальные
фигуры. Па грани растительного и геометрического
орнамента стоят некоторые фигуры, роль которых в среднеазиатском узоре
исключительно велика. Это мадохили, медальоны, фигурпые арочки, розетки. Они
компонуются па основе сравнительно небольшого числа простейших элементов.
Поскольку эти
фигуры представляют собой геометризацито растительных форм, основным элементом
композиции являются для них распространенные еще в античной архитектуре «гусек»
и «каблучок». На основе их в средние века была создана на Востоке фигура,
известная сейчас среди бухарских мастеров под названием «сар-бохори» (схема 24).
Оии
сыграли важную роль в построении мадохилей, узоров для медальонов, розеток и
каем.
а)
Мадохили. Мы уже отмечали, что еще на пороге раннего средневековья существовали
«протомадохили» — то есть такие фигуры, построенные на основе «гуська» и
«каблучка», которые входят друг в друга, заполняя всю декорируемую плоскость
без остатка. «Протомадохили» и «ранние мадохили» IX—XI веков строились, в основном,
путем построения пересекающихся кругов; при этом получались трилистники, входящие
друг в друга. Характерный пример — резьба по ганчу в мавзолее Хаким ат-Термези
в Мерве 259.
Практика
мастеров IX—XIII веков обнаружила богатейшие возможности построения мадохилей
самого разнообразного рисунка как на основе классических форм гуська,
каблучка, так и на основе производного от них сар-бохори и иных профилей.
Мадохили строятся на диагоналях сетки квадратов следующим образом (схема 25).
Чертеж I. В основу
узора кладется гусек; повернув его вокруг центра симметрии, получаем фигуру,
которая, повторяясь острием то вверх, то вниз, заполняет собой всю декорируемую
плоскость.
Чертеж II. В
основу узора кладется тот же гусек, он повторяется и на противолежащей стороне
ромба так, что линии их параллельны; получаемая фигура заполняет собой всю декорируемую
плоскость с той разницей, что вверх и вниз фигуры одинаковы.
В обоих
случаях вместо гуська может быть употреблен каблучок или иная фигура,
скомпонованная по тому же принципу, что и гусек (то есть из двух отрезков,
повернутых на осях центральной симметрии). Это могут быть и геометризирован-пые
фигуры, построенные по тому же принципу.
Чертежи III и
IV повторяют I и II с той лишь разницей, что фигуры типа гуська и каблучка
заменяются фигурой типа сар-бохори. В отличие от гуська и каблучка сар-бохори
состоит из двух частей неодинаковых начертаний: из гуська и выкружки. В
результате применения сар-бохори по чертежу III получается фиг. I и по чертежу
IV — фиг. 2. В обоих зтих случаях фигура сар-бохори может быть заменена
геометризированной фигурой аналогичного построения.
Заметим, что чертежи I, II и IV позволяют заполнить
плоскость фигурой одного типа; чертеж III требует применения фигур двух типов,
что уже нарушает принцип мадохиля.
Нужно
сказать, что отступления от принципов мадохиля в орнаменте IX—XIII веков
довольно часты; объясняется это тем, что полученные на основе гуська, каблучка
и сар-бохори фигуры пользовались огромным успехом и их употребляли часто как
самостоятельный мотив, включая в композиции медальонов, розеток, каем и т. д.
В архитектурном убранстве почти каждого памятника XI—XIII веков можно найти бесконечное
количество примеров употребления этих фигур в линейной, круговой, отвесной и
других композициях. Естественно, что форма фигур при самостоятельном их
употреблении часто при этом отклонялась от изначального построения и приобретала
более свободный характер, перерабатываясь в соответствии с материалом и
техникой выполнения декоративного рисунка.
б) Медальоны.
Применение крупных фигур геометрического построения вызывало необходимость их
заполнения в строго очерченных рамках прямоугольника, круга, звезды и т. д.
Этой цели отвечали самые различные средства построения узора, но особенно важную
роль играли при этом медальоны и розетки.
Рассмотрим
несколько наиболее употребительных приемов их композиции и построений.
1.Круговая
центрическая композиция. Представлена в настенной росписи термезского дворца
(рис. АО 113—1). Медальон строится размещением на осях окружности четырех тюльпанов,
чередующихся с чашечкой цветка; «пестики» тюльпанов, скрещиваясь, переходят в
лепестки. Плодоножки в свою очередь образуют посредине звездочку. Понятия
медальон и розетка здесь равнозначны.
2.Вариант
круговой композиции: медальоны-розетки (илл. 92). Представлены в резной
терракоте XII—XIII веков (Самарканд). Снова чередуются цветы и бутоны, образуя
в центре звездочку; круг из перлов — дань традиции. Розетка вписана в
прямоугольную звезду или обрамлена фестонами. В углах — заполнение в виде
решетки или листвы.
3.Медальон
в отвесной композиции. В построении силуэта сохраняют значение вертикаль и
горизонталь. Форму ему дает трилистник (в двух вариантах — с острым и округлым
зубцом) (илл. АО 113—2). Острый зубец («арочка») придает медальону
устойчивость положения (тупое основание, острый верх). Заполнение составляет
побег ветвей парной спирали (горизонталь при этом исчезает).
Другой
медальон (рис. АО 113—3) имеет только одну ось симметрии. Силуэт его —
многолопастной формы с килевидным венчанием. Бег спиралей вынесен, образуя
густо плетенный узорный фон. Сам медальон заполняет изображение цветка на
ветке. В композиции его плавный ритм линий и форм в состоянии устойчивого
равновесия; полное отсутствие геометрии и необычайно тонкое чувство пластики и
грации в изгибе ветвей и лепестков.
Нужно сказать,
что в сравнении с резным ганчем резная терракота дает наиболее тонкие и изящные
примеры выполнения пластического узора, особенно таких его сложных в композиционном
отношении деталей, как розетка и медальон.
в) Каймы.
Разнообразие каем XI—XIII веков в архитектурном орнаменте неисчислимо. В
кирпичном рельефном узоре особенно примечательна так называемая «сельджукская
цепь» (не приходится оговаривать, что она столь же «сельджукская», как и
караханидская, газневидская и пр.). Образцы этого мотива уже отмечались нами
(см. портал Рабати-Малик). В плоском узоре из кирпича так же типичны
переплетающиеся и перегнутые «ремни» (см. мечеть Намазгах в Бухаре). Для резного
ганча X—XIII веков лучшим и типическим собранием каем могут служить обрамления
и пояски афрасиабских панелей и дворца термезских правителей. Первые сохраняют
еще связь с античным меандром и относительно сдержанны, порой просты (рис. АО
115). Вторые рисуют нам весь цикл развития этого вида орнаментации — от тех же
классических меандров и до сложных бордюров.
Уже в античном
меандре жил мотив «падающей волны», выраженный в соответствии с задачами
архитектурного убранства или характером используемого материала. На протяжении
IX— XIII веков мотив вытянутого меандра очень далеко уходит от своих античных
прототипов и все больше приближается сначала к «синусоиде» (плавной волне), а
затем и цветочно-растительным формам, построенным на ритмах той же «падающей»
или «плавной» волны. Требование строгого соблюдения ритма и соответствие месту
(«тяжелые» и «легкие» каймы статичного и динамичного
рисунка) сохраняет значение главного условия удачного применения того или иного
вида каем.
Отметим также,
что именно в каймах сохраняются почему-то лучшие местные формы узора. Так,
каймы термезского дворца не встречаются в Самарканде, но единичные их мотивы
отмечаются в Мерве, Данденакане 260.
На панелях
дворца IX—X веков на Афрасиабе меандр сильно вытягивается в длину (рис. АО
115—1), приобретает дополнительные украшения (кружки, зигзаги, рис. АО 115— 2,
3); появляется и двойная волна, в разрывах которой лепестки (рис. АО 115—4).
На панно дворца в Термезе (XII в.) тот же цикл развития выражен по-иному
(меандры походят больше на ремни и побег лозы). Затем следуют каймы, где
пересечение синусоиды порождает мотив «глазка». Он приобретает самостоятельное
значение и компонуется с плетенкой в один и два ряда. Наконец, встречаются
подражания каймам из узорных кирпичиков (илл. 92).
Мотивы растительно-цветочного
узора выражены более нол-но в группе каем, построенных па волнистой линии
выопка (одинарной и двойной). Здесь широко использованы изящные формы
отогнутого листа (илл. 93).
Этим, конечно,
не исчерпываются .мотивы каем X—XIII веков. Мы обрисовали лишь немногие, особо
характерные для данной эпохи. Вполне очевидно, что и каймы, подобно другим
специальным видам архитектурного орнамента, следовали общему развитию стиля
монументально-декоративного искусства.
Зооморфный
орнамент. Зооморфный (животный) орнамент получил в средние века свое как бы
второе рождение. Мы уже указывали на его большое распространение в искусстве
первобытнообщинного строя и особенно
в сако-массагетском и скифском
искусстве. В искусстве древних городов Средней Азии античного времени орнамент
часто заключал в себе изображения животных, но они всегда сохраняли
самостоятельное значение и не
сливались с растительными и геометрическими формами в одно целое. И только в
пору средневековья фигуры животных утратили свое самостоятельное значение и
полностью подчинились композиции и формам листьев, ветвей, бутонов,
геометрических линий и фигур. Изображения животных были подчинены стилю
линейного узора, и в этом сказалось прежде всего корепное отличие эстетического
строя орнамента средпих веков от орнамента античных времен.
Мы уже
отмечали, что в архитектурном орнаменте древнего мира ряд мотивов был связан с
некоторыми мифологическими образами, поскольку художественное творчество вообще
носило в ту пору в значительной мере мифологический характер. Элементы
религиозных представлений и связанное с этим представление о магическом
значении избранных мотивов сказывались в том, что изображения некоторых
животных и растений считались полезными и даже необходимыми для благополучия
проживающих в доме людей. Смысл многих из этих изображений был давно утрачен, и
они продолжали бытовать в орнаменте раннего средневековья больше в силу
сложившейся привычки видеть эти изображения в убранстве зданий и на бытовых
изделиях.
К числу таких
древних мотивов, связанных с отмиравшими уже культами, относятся, например,
изображения крылатых животных. Не будем касаться всего круга вопросов,
связанных с этим мотивом изображения, так как это слишком обширная тема.
Ограничимся лишь констатацией факта, что крыльями наделялись не только
священные животные, но и короны некоторых правителей Средней Азии и Ирана.
Головные уборы с птичьими крыльями носят персонажи, изображенные на монетах
кушаишахов и эфталптов; они украшали крупную голову из терракоты на оссуэрии
из Тейляка (Самаркандский музей), с птичьими крыльями
на голове изображены герои и божества на терракотовых изделиях Самарканда, на
серебряных чашах хорезмийского и согдийского происхождения и т. д. В настенной
резьбе по ганчу дворца в Ктесифоне (VI в.) изображение птичьих крыльев и луны
в кругу из перлов олицетворяет собой эмблему царственного дома сасанидов (илл.
94). В своей семантике она связана с мотивом небес (крылья) и круга (солнце).
Быть может, эта эмблема имеет и другое, более сложное смысловое значение.
Спустя несколько веков, с утверждением ислама, мы находим тот же мотив в резьбе
по ганчу в столице халифата Самарре (IX в.). На этот раз «крылья» хотя и
сохраняют знакомые очертания (перья или чешую), но ничего зоологического в них
уже нет (илл. 94). Круг разорван и трактуется скорее не как «солнце», а как
вписанное в завиток растение, цветок. Концы крыльев закручены. В Самарре мы
можем наблюдать и дальнейшую стилизацию этого мотива (илл. 94).
В Бухаре и
Термезе эта стилизация, быть может, совершенно независимо от Ктесифопа и
Самарры, проделала тот же путь развития и дает нам аналогичные, но еще более
схематизированные изображения. Мы отмечаем их и в резьбе по ганчу на южном
портале мечети Магоки-Аттари (XII в., во дворце правителей Термеза (XII в.) и
на михрабе из Ашта. Фигуры парных крыльев приобрели к этому времени сильно
геометри-зированную форму. Фигура строится в форме S-образных завитков,
представляющих собой не что иное, как схематизированную полупальметту.
Пользование ею часто тождественно в далеком Каире и в Самарканде.
Отметим в зтой
связи мотив двух вписанных в круг фигур в резьбе по ганчу па портале
караван-сарая Рабати-Малик (XI в.) и мавзолея Хаким ат-Термези (XI—XII вв.),
где S-об-разная
линия делит круг на две подобные части (илл. 94). Одна из них трактуется здесь
в традиционных формах крыла птицы, другая — как полупальметта. Прежнее
символическое значение круга с двумя вертящимися половинками исчезло, и его
вытеснило новое понимание этого мотива как элемента отвлеченного растительного
узора.
Не только
животный мир, но и природа в целом утратили для художников средневековья свой
предметно-чувственный характер. Увлечение геометрическим орнаментом и линейной
стилизацией форм животных и растений вполне отвечало той борьбе, которую ислам
вел с материалистическим воззрением на мир. Ислам был враждебен античной
мифологии, однако образы ее продолжали еще долго жить в народной среде; привязанность
народа к древним мифам была столь велика, что даже деяния мусульманских святых
продолжали часто облекаться в форму привычных мифов. Животный эпос и мифы
древности воскрешались каждый раз, когда народные массы поднимались на
освободительную борьбу.
Борьба за
независимость против власти багдадского халифата и за установление собственной
государственности (при са-манидах) вызвала возрождение образов национального
эпоса. Герои литературных произведений Дакики, Рудаки, Фирдоуси утвердились
надолго и в декоративно-прикладном искусстве (стихотворные строки и фигурные
изображения на керамике ж металле). К ним прибавились, особенно в XI—XIII
веках, сцепы животного эпоса, полуфантастические образы которых возникли под
влиянием древних космогонических представлений и пародпых верований.
Очень
характерны в этом отношении уже упоминавшиеся нами колонна (рис. АО 119-1) и
резная деревянная доска из Обурдона (илл. 94).
Первооткрыватель
обурдонской колонны М. С. Андреев полагал, что резьба на ней заключает
сочетание рыбьего хвоста, тела змеи или червя и головы птицы261.
Несколько по-иному описывает этот орнамент В. Л. Воронина. Она отмечает, что
«па чешуйчатых изогнутых лопастях, напоминающих тела рыб, соединенных хвостами
с глазком в виде конической шишечки, размещены попарно птичьи головки. Шейки
птиц украшены частью кружками, частью чешуйками, горлышко отмечено поперечной
полоской. Крулый выпуклый глаз и клюв исполнены вполне реалистически. Из-под
птичьих шей тянется вверх вторая пара рыб, но миниатюрных и
трактованных иначе. Таков средний ряд орнамента.
Верхний и нижний ряды несколько отличны в деталях: внизу птичьи головки
заменены рыбками, вверху рисунок завершается второй парой птичьих головок на
длинных шеях, которые венчают собой всю орнаментальную композицию...
Фантасмагория животных образов сочетается в причудливой гармонии, где игра
линий рождает новые химеры: попарные конические глазки и
клювоподобный рельеф между ними, вместе с
очертаниями рыбьих тел, напомипают голову филина. Это еще невиданный образец
чисто зооморфного орнамента, где растительные формы совершенно отсутствуют...»
262.
Игра линий в
этом узоре действительно «рождает новые химеры». Однако необходимо внести
некоторые уточнения и поправки к приведенному выше описанию.
Заметим,
прежде всего, что композиция узора капители обурдонской колонны строится по
типу входящих друг в друга фигур; они располагаются в шахматном порядке в три
яруса (рис. АО 119-1). Так как капитель имеет коническую форму, то фигуры не
могли быть выполнены одинаково. Имеются и индивидуальные
различия: птичьи шейки в одних случаях из перлов, в других — из чешуек. Но в
основном каждая фигура состоит из парных чешуйчатых крыльев, уже известных нам
по орнаменту более ранних эпох (крылатый баран в резном ганче дворца в Кише,
изображения рогов барана между распахнутыми крыльями в росписях Балалык-тепе).
На капители обурдонской колонны их место занимают парные птицы; в среднем ярусе
с более короткой, в верхнем ярусе — с длинной шеей; нижний ярус заполняют
парные лепестки, напоминающие стручок. В промежутках между фигурами —
сердцевидные пальметты с выкружками. Благодаря игре теней и сложным переходом
линий и возникают фантастические образы — не то червей, не то змей, пе то
филинов. В действительности здесь главенствует мотив птицы с петушиной головой
и длинной шеей на фоне поднятых концами кверху крыльев с чешуйчатым
оперением.
Парные птичьи
шейки, как и распахнутые крылья, — мотив хорошо известный по «сасанидским»
тканям; на них сохранилась, кстати говоря, и раскраска орнамента в черный,
желтый, зеленый и красный цвета 263.
На резной
доске из Обурдона (илл. 94) мотив птичьих голов на длиннот! шее
трансформируется в изображении змеи-птицы. Формы ее подчиняются волнистой
линии, фон между попарно сомкнутых головок заполняют сердцевидные пальметты,
причудливо сочетающиеся с фигурными листьями и завитками. Образы древней
мифологии с ее фантастическим отражением связи земных и небесных стихий здесь
уже затемнены. С мотивом змеи-птицы мы встретимся в последующие века еще не
раз.
Несомненно
одно: изображения реальных и фантастических птиц и животных в орнаментике и искусстве
IX—XIII веков имело под собой не только следование традиционному мотиву, по
связывалось и с определенным строем представлений.
Известные
географы этого времени занимаются экспериментами с геометрическими фигурами в
начертании карт. Именно в «Атласе ислама» и, в частности, в круглой карте мира
усиленно начинает сказываться тендепция к геометрическому, чисто условному
изображению береговых линий и рек. На некоторых картах ал-Истахри, например,
Средиземное море рисуется почти в круглой или несколько эллиптической форме 264.
Тот же прием условной геометризации лег в основу карт ал-Казвини, Ибн-ал Варди,
Идриси. Характерна в этом отпоше-нии и круглая карта с элементами геометризма
Махмуда Каш-гарского (1074). И хотя «в арабских картах никогда не встречаются
изображения людей и животных, которые придают иногда такой фантастический
характер средневековым картам Европы» 265, известный географ Масъуди
представляет себе мир в виде птицы, по телу которой рассыпаны города и страны 266,
Абдарахман ас-Суфи составляет зпаменитую карту, на которую наносит свыше тысячи
звезд и созвездий, рисуя их в виде космических животных (льва, медведицы, овна
и т. д.) с разбросанными по их телу звездами и планетами 267.
Вспомним
изображения фантастических зверей в резном ганче дворца в Термезе (XII в.).
Там мы находим украшавшие свод парные фигуры крылатых львов со звездами и
розетками на туловище (илл. 95), фрагментированное изображение льва илн тигра
па слипе быка (традиционное изображение хищника, терзающего травоядное животное)
(рис. АО 120—3), парные фигуры крылатых львов (рис. АО 121—1) и фантастическое
изображение двух львов с общей круглой головой-личиной (рис. АО 121—2). Части
зверипых тел трактованы подчас условно — конец хвоста с полупальметтой, грива
в виде завитков; клейма имеют вид многолопастных розеток с вписанными в них
шестиконечными звездами. Пространство между передними ногами двух
геральдически расположенных крылатых львов образует заполненную растительным
узором геометрическую фигуру.
Здесь явно
проявляется, с одпой стороны, приверженность к старому животному эпосу, а с
другой — стремление выразить знакомые образы в геометризированных формах. Но
там, где фигуру животного нельзя передать путем линейного построения, там
приходит на помощь растительный орнамент, в гибких линиях которого можно
различить очертания звериного тела, хвост, гриву, лапы и т. д.
Изображения
«звездных грифонов» на сводах термезского дворца явно связаны с образом
обитателей небесной тверди. Да и расположение других изображений животных среди
бесконечных комбинаций звезд заключало, быть может, какой-то специальный
смысл. Космическое значение имел, возможно, и сам «звездный» орнамент. На это
указывает, между прочим, сохранившееся в исламе (ранее свойственное сабиям)
почитание звезд268. Полународпым воззрением (связанным с культом
природы) придан вполне определенный смысл. В коране говорится, что небеса
представляют собой семь возвышающихся друг над другом твердых сводов 269.
Нижний свод «без всяких щелей и трещин» 270, и на нем утверждены
солнце, луна и звезды. Светила должны служить украшением небесного свода и
защитой его от дьяволов271. Даже Абу Рейхан Бируни — далекий всякой
официальной догматике ислама — допускал, что «когда при молитве ищут помощи в
фигурах светил, то сила молитвы увеличивается» 272.
Отметим, что в
тимпанах арочек, где помещены парные львы с круглой головой, изображены побеги
лозы или другое вьющееся растение с оригинальными плодами (?), напоминающими
стручок перца. Такие же, но более ясно выраженные фигуры мы отмечали уже в
резьбе на портале караван-сарая Рабати-Малик (XI в.), где они явно восходят к
двум вписанным в круг вертящимся фигурам с глазком в виде запятой. Это
известное на Востоке изображение, получившее в китайском орнаменте значение
символов дня и ночи. В Средней Азии этот мотив также пользовался большим
успехом и трактовался часто в виде двух рыб (белой и черной) или двух крыльев,
олицетворявших какие-то схожие представления о дуалистических началах природы.
Излюбленные и
очень традиционные сцены охоты продолжали и в этот период находить себе место
в архитектурном убрапстве зданий. В стеклянных медальонах дворца термез-шахов
они представлены сценой (всадник в нимбе с птицей) или атрибутами охоты
(беркут) 273. Изображения хищника видны и на жженом кирпиче в
собрании Самаркандского музея.
Переработка
мотивов животного царства в мир растительной орнаментики интересна еще как
показатель разного отношения к этой задаче в городском и сельском ремесле. В
феодальных торгово-ремесленных городах, где сильнее сказывались ограничения и
запреты ислама, этот процесс сливался зачастую с иссушающим влиянием религии.
«Геральдический стиль» в трактовке животных был. в свою очередь, вызван
приверженностью феодальной знати к гербам и знакам сословных отличий. Все это
пе могло не оказывать известного влияния и на общий характер декоративного
искусства феодальных городов.
В сельских
местностях идеология высших классов феодального общества не имела столь
большого влияния па искусство, и в нем ярче проявлялись местные, локальные
черты народного творчества. Здесь больше, чем в городах, сохраняли значение
мотивы условного изображения небесных светил (луиа, солпце, звезды), эмблемы
животного мира (часто тоже как олицетворение небесных сил), колонны и
священные деревья (дерево жизни), подобия квадр и метоп, заимствованных,
вероятнее всего, из традиционного убранства древних сооружений. Известную роль
сохраняли также племенные, тамгообразные знаки, из которых многие перешли затем
и в архитектурное убранство зданий из жженого кирпича и резной терракоты.
Утратив свое былое смысловое значение, они наряду с искусством городов, вошли
в архитектурный орнамент средневековья как уже лишенные религиозного значения
художественные формы.
Таким образом,
архитектурный орнамент Узбекистана и Средней Азии IX—XIII веков не был
односоставен ни по времени, ни по запасу своих мотивов и форм. Отражая
исторический ход развития строительной техники, художественных вкусов и
потребностей различных социальных групп и классов феодального общества, оп
выражал их эстетические идеалы и вкусы (насколько это вообще возможно в
монументальпо-декоративном искусстве). Главпой основой этого искусства было
художественное ремесло и питавшее его народное творчество города и деревни.
Художественные
качества архитектурного орнамента XI— XII веков и эстетические воззрения эпохи.
Художественные качества произведений искусства любой эпохи нераздельно связаны
с их идейно-образным выражением и мастерством исполнения. Однако идея
художественного произведения, строй его образов, техника работы мастера не
исчерпывают собой эстетических достоинств вещи. Критерий художественности
сложен. В живописи одни ценят ее идею и уровень исполнения, другие внимают
больше своим чувствам, настроениям, переживаниям и, погружаясь в них, находят
как бы в себе самих мерило оценки произведения. Обе эти стороны эстетического
восприятия связаны между собой, и нельзя исключить одну из них ради другой. Еще
более сложно обстоит с архитектурой и монументально-декоративным искусством, поскольку
произведение архитектуры — это не только искусство, ио и прежде всего
целесообразно возведенное сооружение.
Идейно-образные
качества архитектуры составляют такое же непременное ее качество, как и
соответствие здания определенному общественно-необходимому назначению. Ложное
по замыслу и идее, бессмысленное по назначению лишено художественности при
всем совершенстве узора. Но то, что вырастало из материальных и духовных
потребностей людей (даже вследствие религиозных чувств), находило в искусстве
форму своего художественного выражения и несло в себе эстетические качества.
В архитектуре
и монументально-декоративном искусстве эстетические качества не могут быть
искусственно выделены наподобие жизнетворных витаминов, имеющих свои химические
обозначения. Однако комплексное рассмотрение ряда сторон, в которых выступает
художественное явление, позволяет уловить в нем главное и характерное.