Сравнительно-исторический
метод изучения архитектурной орнаментики — только первый шаг на этом пути. Он
не дает полного ответа на вопрос о сущности ее эстетических качеств в
рассматриваемую эпоху. Но благодаря ему эстетические качества гирихов и ислими
XI—XIII веков предстают как формы чувствований и представлений, резко отличные
от античности и раннего сродпевековья, и как начало нового этапа в развитии
художественного мышления феодальной эпохи. Наблюдения над формой заключают уже
и некоторое понимание закономерностей, а также исторической обусловленности
рождения данного стиля искусства. А это означает и частичное раскрытие тайны
огромного воздействия на людей своей эпохи и последующих эпох.
Стиль
архитектурной орнаментики XI—XII веков как новаторский стиль явился обобщением
вековой практики народа, вступившего в новый этап своего социального и
культурного развития.
Историческое
значение его в том, что это был стиль, целостно выраженный в своем содержании,
отвечающий вполне определившемуся мировоззрению разноплеменных масс. Из опыта
народных мастеров и пестрого творчества различных родоплеменных групп в нем было
отобрано, возведено в руководящий принцип и метод искусства только самое
нужное для выражения эстетических идей своей эпохи.
Сущность этих
идей, выраженпых на языке строительного дела и декоративного искусства, мы уже
отмечали: соединение центрического и портального принципа в композиции зданий;
архитектоника масс и подчинение ей пространства; принцип дистанции и
масштабности, выражающий соотношение больших и малых величин (своего рода
иерархия, наличествовавшая в обществе), лаконизм и суровая простота объемов
при тонкости и изяществе деталей: превращение стеновых материалов в
отделочные; выработка и специальное совершенствование облицовок, развивающих
качества самой архитектуры, организация плоских и кривых поверхностей в систему
самостоятельных полигонов; полный отход от скульптурной пластики в сторону
одноплановых (реже многоплановых) плоских узоров; блестящая разработка
геометрических плетений и решеток в самых различных градациях формы от
рельефного кирпича до совершенно плоского сграффито; пеобычайная культура линий
— преобладание плавных кривых с выкружками в сочетаниях со спиралями и
волпистым побегом на осях и сетках; высокий профессиональный опыт мастеров,
выработавших определенную систему начертания узоров, всегда близких наилучшим
возможностям материала.
Узор XI—XIII
веков обладает ярко выраженной материальностью формы. Он строго соподчииеп
материалу. И хотя одни и тот же мотив изображения встречается в разном
материале, мы сразу ощущаем глубокое различие кирпичного, резаного или тканого
узора; они разные по характеру и цели. Перенос мотива украшения тканей или
металла в убранство зданий наблюдался в архитектуре и раньше, по там
сохранялась форма соответственного рода изделий: серебро звучало в гипсе,
металл в глине, и т. д. В XI—XIII веках существовал также широчайший обмен
мотивами архитектурного декора и прикладных искусств, но узор ткани,
перенесенный в кирпич, подчинялся высокой культуре кирпичного узора и обретал
свойства и качества архитектурной облицовки; резное дерево, дав пищу резьбе по
терракоте, создало и свою особую культуру резной терракоты, непревзойденную в
последующие века. Каждый вид отделочных работ выработал свои «пардозы», создал
ему одному свойственные приемы обработки фактуры поверхности. Покрытие кирпича
и резной терракоты охристым лаком или ангобом отвечало задаче лучшего
сохранения облицовок и выявления их природной фактуры. Роспись по ганчу и дереву
не скрывала материала и лишь вносила в узор живость и разнообразие. Эти
эстетические качества получили в XI— XIII веках высокое развитие.
Факторы,
взаимодействия техники и искусства имели огромное значение, особенно в работе
стоящего на лесах стройки мастера-исполнителя. Но не будем упускать из виду и
эстетические качества самого узора, следуя которому работал мастер. Еще до
воплощения орнамента в материале этот узор получал жизнь в замысле художника —
как идеальный образ будущего творепия. Узорность была неотъемлемой частью убранства
средневековой архитектуры и прикладных искусств. Она проявлялась в форме
каллиграфического письма, оборотах литературной речи, ритмах и ладах музыки.
Разве не каллиграфия и орнамент владеют воображением автора Кабус-намэ (XI
в.), когда он говорит о красавице: «Она кумир... по стану алиф, мим у нее рот,
и нуп у нее локон... В локонах у нее мускус, а в мускусе завитки. В извивах их
изгибы, а в изгибах извивы». Или как сказано в другом рубай: «...в россыпи кудрей
красавицы шесть вещей: завитки (печ), узлы (гирех), изгибы (банд), извивы
(хам), извилины (тоб) и извороты (шихан)»274. В произведениях
Майруфи и Рудаки завитки волос постоянно сравниваются с буквой «джим», челка на
лбу — с буквой «айн в айне». Лукари сравнивает синеватый локон с завитками
гиацинта. У Майруфи, Джуйбари, Рудаки, Лукари, Камари, как показали
исследования Э. Бертельса, «лицо постоянно сравнивается с цветами» 275.
Такое мировосприятие образно выразил Омар Хайям в своей известной сентенции:
Наш мир —
поток метафор
И символов
узор....
Однако за
подобными хитросплетениями мистической философии поэтов-суфиев, видевших в
узоре метафорический образ мироздания, нельзя не ощущать вкусов и воззрений народных
масс, для которых узор был излюбленной формой искусства.
Узорпость в
архитектуре, в прикладных искусствах, в поэзии и музыке. Узорность как стиль
искусства, как всеобъемлющее художественное воззрение на мир. Откуда это
поразительное влечение к орнаменту во всех сферах духовной жизни
средневекового общества?
Источником
узора всегда была окружающая человека жизнь, природа, люди, формы, рожденные
трудом (ткачеством, гончарным делом и т. д.). Но узор не слепок с натуры, он
живет в кругу своих строго излюбленных сюжетов и тем, претворенных фантазией в
такие же «символы», в каких поэзия той же эпохи выражала красоту мироздания.
Унсури (XII
в.) сравнивает кипарис с куполом, украшенным золотыми рисунками, а пламя
зажженного в праздник костра— с «зарослью тюльпанов». Его современник Манучохри
называет красные и желтые тюльпаны «всезажигающим пламенем», а в касыде Фаррухи
то же пламя, по словам поэта, «как чертеж Евклида» 276.
Ясно, что не
от идеологии феодалов-крепостников и юродствующих схимников заимствовало
искусство феодального средневековья свой сказочно богатый
растительно-геометрический орнаментальный стиль. Произведения искусства XI—
XII веков не были также вольным изобретением художников, проявлением их личного
вкуса. Искусство всегда выражало строй мыслей и чувств больших общественных
групп, если не всего народа.
Интерес к
узорной орнаментике возник в связи со всем строем образных представлений
людей, в том числе и далеко стоявших от прямых интересов изобразительного и
декоративного искусства.
Философы,
ученые, не говоря уже о поэтах и музыкантах, тоже разделяли это видение мира и
находили в своей области важные доказательства его соответствия природе вещей.
Все мироздание
мыслители этой эпохи представляли себе в формах то фантастических животных, то
в виде совершенно отвлеченных построений. Если у Масъуди земной шар — птица,
то Истахри рисует его в виде ряда геометрических фигур, изображает моря, реки,
города, пользуясь только циркулем и линейкой.
В приписываемых Ибн-Сине стихах брови, глаза и
нос человека — только зашифрованные начертания
перевернутого «задом наперед» имени святого Али 277. Но такие суждения
усердствующих поэтов были с яростью отвергнуты бесстрашным Бируни. Сарказм
ученого беспощаден. Он не слишком почтителен и к самому Мухаммеду, когда
касается изображения его физических черт как человека. «Они говорят, что «мим»
есть подобие головы, ха — подобие туловища, второй мим — подобие живота, а
«даль» подобие ног. Я думаю, что эти люди несведущи в отношении изображений,
так как считают одинаковой величину головы и живота, (уменьшают) количество
членов, выходящих из всего туловища, и забывают (об органах) осуществляющих
сохранение рода...»278. Но, обсуждая усердствующих в догматике, сам
Бируни за пределы воззрений своей эпохи уйти не смог. Он дал чисто научное
обоснование связи живой природы с геометризацией форм в современном ему
искусстве и тем как бы очистил его эстетическое содержание от
религиозно-мистических привесков. И это прекрасно выражено в следующих его
рассуждениях:
«Близко к
особенностям цветов стоит одна вещь, которой можно удивляться. А именно число
листьев, края которых образуют кружок, когда цветок распускается, в большинстве
случаев соответствует правилам геометрии. Чаще всего оно совпадает с хордами,
которые можно найти геометрическими методами, но не с коническими сечениями.
Едва ли найдется какой-нибудь цветок, количество листьев которого составит семь
или девять, так как их нельзя методами геометрии вписать в окружность (в виде)
равнобедренных (треугольников). Напротив, (листьев) бывает три, четыре, пять,
шесть или восемнадцать. Такое обстоятельство существует чаще всего... Так
обстоит и с другими вещами» 279.
Бируни не
только констатировал факт математической закономерности в строении цветка, но
и поставил ее в связь с общими закономерностями явлений природы. Он утверждал,
что «двойничность в противоположных вещах существует (в природе), как
существует тройиичность во многих листьях и зернах растений, четвертичность в
движении звезд и в днях кризисов (болезней), пятиричность в стебельках травы,
в листьях и в жилках многих цветов, а шестеричность естественна в окружностях и
существует в (форме) пчелиных ульев и частиц снега» 280. Этими
суждениями Бируни подошел вплотную к вопросу об отражении свойств и черт в
наиболее близком геометрии орнаментальном искусстве.
Выработанные
на Востоке в поисках совершенства обороты речи, эпитеты и сравнения, кажущиеся
порой докучными современному читателю, открывали тогда человеку мир неведомой
красоты в звучании изящных слов и тонкости иносказаний. «Цветочный стиль» не
был приемом внешней стилизации, это был метод поэтического видения мира,
выражения человеческой мечты о покое, красоте, о счастье, хотя бы и сказочном,
неземном. В последующие века развития феодализма такая отрешенность от мира
людских интересов и страстей стала выражением реакционного миросозерцания, но
в XI—XIII веках этот образный строй был еще полон возвышенных представлений о
назначении искусства как зеркала, в котором грубый облик реальной жизни
исправлен по законам идеальной красоты. Носителем этой красоты в условиях
феодального строя с его всеобщей зависимостью и подчинением не могла быть человеческая
личность, скованная в своих духовных проявлениях всеми установлениями
средневековья. Это могла быть только природа, неодушевленный, но вечно
прекрасный мир цветов и растений.
Растительный
орнамент XI—XIII веков принадлежит к завоеваниям человеческой культуры и никак
не может быть отнесен к порождениям реакционной идеологии ислама. И «цветущий
куфи» в эпиграфике стран мусульманского Востока, и «терратологичсский»
(животный) стиль древнерусской письменности той же эпохи принадлежат к числу
замечательных памятников художественной культуры, возникших па основе народной
фантазии.
Геометрические
арабески (гирихи) кажутся в этом отношении более чуждыми живому и богатому
воображению народа, по и здесь нельзя исходить в оценке эстетических качеств
гп-риха из уготованной ему в последующие времена судьбы, когда арабески стали
синонимом экзотики.
У гирихов
Средней Азии XI—XIII веков имеются свои, позже утраченные качества. Они, прежде
всего, художественны, постоянно выходят за узкие рамки геометрии. Они верны
общим ее законам, сохраняя симметрию и ритм. Но в работе мастера XI—XIII веков
над гирихом всегда ощущается действие принципа преднамеренно нарушаемого и
постоянно восстанавливаемого равновесия. В основу композиции берется сочетание
одинаковых, подобных или разных фигур, вычленение части из них или фрагмента
суммы нескольких с применением дополнительных вставок и зрительных поправок.
Все это создает впечатление живости, движения, борьбы линий и форм. Художник не
удовлетворяется построениями осевых линий и доводит рисунок до полноты
звучания, откладывая толщину линий фигуры то па одну, то на обе стороны от оси,
не считаясь с нарушением строгих правил геометрии. Наконец он профилирует эти
линии и насыщает их фон растительно-цветочным узором, добиваясь гармонии в
рисунке, рельефе и тональности; последней он придает огромное значение, хотя и
не прибегает еще к развернутой полихромии.
Как видим, и
здесь поправки от руки, «исправления» геометрии (как и «исправления» данного
природой) вносят в творчество орнаменталиста XI—XIII веков живое, творческое
начало.
Общность
социальной и культурной среды, связь товарного производства и рынков сбыта вызывали
сказочно быстрое распространение художественных изделий по всему Востоку. Переработка
мотивов не поспевала за наплывом новых и новых рисунков. Они входили в быт
настолько быстро, что и сама необходимость их обработки теряла смысл. Некоторые
мотивы стали настолько общими, что безнадежно искать их первоисточник.
Например, превосходные бутоны в резной терракоте Самарканда XI—XIII веков,
столь, казалось бы, особые и неповторимые по форме, украшают в эту пору
бесконечную цепь памятников. На восточном конце этой цепи — мавзолеи Узген-та
XI—XII веков, на западном — памятники Испании и Марокко той же эпохи281.
Формы бутона — одни, материал и приемы композиции рисунка — разные.
Нужно
отметить, что в орнаменте отдельных областей Среднего и Переднего Востока
всегда было больше точек схода, чем в архитектуре. Это естественно. Роль
орнамента была неизменно служебной, вспомогательной. Заимствования в декоре
носили частный характер. Без коренных перемен в архитектуре сооружений не
менялось существо стиля. Наоборот, орнамент, воспринятый извне, приспосабливал
свои пластические и живописные качества к местным архитектурным формам.
В сравнении с
малоазийским архитектурным орнаментом XII—XIII веков среднеазиатский орнамент
XI—XII веков кажется более плоским и графичным. Здесь легко допустить некоторое
влияние на искусство религиозных сект, видеть в
нем отражение иссушающего ригоризма ханифитов на
Востоке и терпимость к фигурным изображениям со стороны шиитов на Западе.
Однако такая точка зрения неправильна. Растительный орнамент малоазийских
сельджуков действительно более мясист, пышен, имеет часто пластически
выраженный рельеф, образующий игру светотени. Орнамент газиевпдекпх и
караханидских земель более строг, и декоративность его доведена порой до
предела, пластические начала в нем сводятся до минимума, преобладает чистый
узор. Вместе с тем мало-азийский орнамент часто бессистемен и эклектичен:
византийские, сирийские, арабские и другие элементы продолжают в нем жить и
создают впечатление расточительной роскоши. Тем привлекательное качества
архитектурной орнаментики Средней Азии XI—XII веков в
ее классически выдержанных образцах.
Самые
отвлеченные формы местной орнаментики этой эпохи не беспредметны; они всегда
связаны с апхнтоктурой здашш в целом, неся функцию практической и астотпческоп
целесообразности.
Органическое
слияние замысла (идеи) с образным его воплощением в материале, требующее
высокоразвитого чувства художественной формы, и
составляет, видимо, главное эстетическое качество
орнаментики XI—XIII веков, частью развитое дальше в последующие Еека,
частью утраченное затем, в связи с изменениями в
общем содержании художественной культуры средневековья. *
Подведем
некоторые итоги:
Теория
построений архитектурного орнамента, разработанная в
совершенстве еще к древности и неизмеримо
развитая, затем и созданная заново, в пору великих математических достижений
ученых Среднего Востока IX—XII вв. была
глубоко рациональна в своих основах н отвечала всему уровню современных ей
точных и гуманитарных наук (механики, философии,
поэзии, музыки). Стиль геометрических и растительных узоров последнего
тысячелетня песет на себе отпечаток религиозных запретов п ограничений ислама,
одгыко вся система его обра-'гОв и
методы построения узоров имеют пародио-по:>тн-ческую художественную основу;
они тесно связаны с высшими достижениями художественного ремесла,
строительного дела и прикладных наук.
Технология
строительных материалов, методы пропорциоии-рования, нормирование строительных
деталей, расчеты и построения в натуре составили основу, над которой
архитектурная орнаментика Средней Азии только и могла достигнуть совершенства
(в IX—XII вв. в резном ганче, дереве, терракоте; в XIV—XVII вв.— в поливной
многоцветной керамике и многообразных видах полихромной и монохромной резьбы,
росписи, инкрустации). Благодаря тесной связи архитектурного декора с
развитием строительных приемов и конструкций, архитектурная орнаментикаСредней Азпи вышла за рамки планиметрии и
захватила область стереометрических решений. В результате появились
декоративные украшения, разработанные на основе систем сводчатых конструкций,
парусов, сталактитов, составивших особую замечательную область среднеазиатского
монументально-декоративного искусства.
Архитектурный
орнамент переживает в наши дни решающую полосу в своем развитии, какую он
переживал и при переходе от античности к средневековью. Как искусство, орнамент
всегда был созвучен своей эпохе. Нет единого для всех эпох стиля орнаментации.
Всякий стиль выражает в искусстве духовное состояние народа своего времени.
Поэтому ни повторять целиком старое, ни отказываться от него — неверно.
Народность и национальный характер современного орнаментального искусства
должны определяться не степенью приближения к старым образцам, а интересами
жизни, верностью вкусам, психологии, характеру людей социалистического общества.