В истории художественной культуры народов Средней Азии каждая эпоха
оставила свой след соразмерно ее удельному весу в жизни общества и тому вкладу,
который внесен ею в общечеловеческую культуру.
Искусство XI — начала XIII века завершило начатое в предшествующий
период обновление старого стиля и создало новые, непреходящие
культурно-исторические и художественные ценности. Феодальный правопорядок
утверждался насилием и разбоем — это бесспорно. Вместе с тем нельзя не видеть,
что XI—XII века — время гигантской ломки вековых порядков; оно требовало
варварски грубых, но радикальных средств для окончательного закрепления
феодального строя во всех сферах жизни города и деревни. Вмешательство тюркских
племен с их военно-феодальными установлениями позволило решительно покончить со
старой родовой аристократией. Все это пришло силой вещей как изнутри общества,
из окружения саманидского двора, носителя старых феодально-рыцарских традиций,
так и извне, со стороны тюркоязычных племенных союзов и государств.
В отличие от арабского
завоевания, слабо затронувшего основы общественного производства, тюркские
завоевания привели к решительным переменам в социальном строе всего средневекового
Востока. Раздача земель военной аристократии, знати и духовенству в ленное
владение сопровождалась ростом городов. Закабаление крестьян вызвало наплыв
обездоленных людей в города. Они наполняли пригороды и овладевали ремеслом.
В руках горожан были основные
отрасли средневекового ремесла — строительное дело, выделка изделий из металла,
искусство керамики, ткачество. Товарное производство охватило все виды
ремесла. Посягательства торговых людей наталкивались на сопротивление
ремесленных корпораций. Крестьяне, ремесленники, городская беднота легко
попадали под влияние религии; она пронизывала своим влиянием их быт и
производство, оказывала воздействие на искусство и превращала самые темные и
забитые слои народа в наиболее ревностных исполнителей предначертаний ислама.
Борьба между феодалами и крестьянами, купцами и ремесленниками протекала в
формах сложных и запутанных. Искусство развивалось на основе противоречий между
старым и новым. В роли сторонников старого выступала не только родовая аристократия,
но и патриархальное крестьянство, отсталые слои сельских ремесленников.
Разрушению старых идеалов
способствовала косвенно и мусульманская пропаганда. Но не исламу было обязано
искусство своим прогрессом. Основной движущей силой прогресса в развитии
материальной культуры и искусства средних веков были трудовые слои города, цеховое
ремесло, втянувшее в сферу товарного производства также и сельское население.
Под знаком приспособления
к новым общественным условиям изменился быт всех слоев общества. Воинственный
номад, степной рыцарь, рыскавший нередко и по большим дорогам, усваивал порядки
дворцового обихода, пышный церемониал и этикет. Для бранных и охотничьих утех
он облюбовывал загородные парки (куруки) и станы в горных долинах, на яйлау. В
зимнее время переносил юрту во дворец. Старая знать — частью обеднев и
опустившись до положения разбой-пой братии — искала пропитания у случая и
удачи. Стало незазорным для нее заниматься торговлей и ремеслом.
«Пока
можешь, — наставлял современников автор «Кабус-намэ» (XI в.),— селись в больших
городах... Пусть ни один знатный человек не стыдится обучать своего сына
ремеслу, ибо часто бывает, что сила и мужество бесполезны, тогда-то и нужно
знать какое-нибудь ремесло или дело» 87.
В раннем средневековье искусство
Средней Азии сохраняло отпечаток суровой бранной жизни поддерживало культ чести
и властпой силы. Образы эпических сказаний, при всей их фаитастичпости, были порождением жизни, они
разделили до намэ»,
с. ... конца трагическую судьбу старых
рыцарских фамилий. Сетовать па бесчестье торговых людей, изображать блеск и
величие былого для пробуждения старых идеалов? Все это было уже позади, в
искусстве «века Саманидов», склонявшемся то к романтизму затуманенной
символикой старины, то к священным письменам ислама, часто не читаемым и
воспринимаемым более по-старому, как наделенный тайными силами знак илп символ.
Новые веяния проникают в среду старой родовой аристократии и
приобщившихся ко двору тюркских правителей-вельмож. «Кабус-намз» (1082—1083)
вышла из-под пера мелкопоместного владетеля одного из районов Хорасана,
«Сиасет-намэ» приписывается везиру государства Великих сельджуков
Низам-ал-Мульку. Оба произведения говорят о появившемся в их время стремлении
пойти на выучку к людям знания и практического дела — людям, которых родовая
знать еще так недавно презирала.
«Невежды» и «неучи» из числа тюрок (к которым халиф относил, по словам
Низам-ал-Мулька, своего наместника в Самарканде) обнаруживали много здравого
смысла на поприще военного дела, администрации и торговли. У себя, в покоренных
землях Семиречья и Кашгара, караханидские тюрки быстро оценили роль земледельческой
культуры, торговли и ремесла. В поучении Юсуфа Баласагунекого «Кутадгу билиг»
(1069) земледельцы названы кормильцами («защитой глотки»), ремесленники
вызывают восхищение: «как много удивительных вещей они делают». О торговцах он
говорит, что «если караваны срежут торговые флаги, то откуда ты сможешь получать
тогда десятки тысяч драгоценностей». «У них (торговцев) находит этот мир свои
желания; красоту, избранные и прекрасные одежды. От востока до запада они
путешествуют и предметы твоих желаний тебе доставляют» 88.
И автор феодального домостроя из покоренных тюрками земель Хорасана
вынужден, собственно говоря, вторить просвещенному тюрку из Баласагуна, поучая
сына: «Еслп ты стараешься о процветании, стремись к расширению власти, а
расширение власти становится возможным при посредстве войска, а войско можно
держать золотом, а золото добывается благоустройством» 8Э. Под
благоустройством мира автор «Сиа-сет-памэ», как и автор «Кабус-намэ», понимал
«построение мостов над великими топями вод, устроение селений, пашен,
построение крепостей, новых городов». Долг правителя, считал он, устраивать
«возвышенные строепия, прекрасные местопребывания, строить рабаты на больших
дорогах» 90. Наставления мыслителей XI века отвечали духу
практицизма, который сближал в эту пору местных идеологов феодального строя со
сторонниками новых феодальных установлений из числа тюрков. И те и другие
стремились прежде всего к экономическому преуспеянию и выгоде. И хотя автор
«Кабус-намэ» осуждал алчность людей, «которые одолевают трудные пути с востока
на запад и с запада на восток» ради выгод торговли, но признавал, что «не кто
иной, как тот же купец, содействует процветанию мира».
В XI веке усиливаются связи Средней Азии с Передним Востоком.
Деятельность иных среднеазиатских ученых становится достоянием культуры всего
мусульманского Востока. Ибн-Сина (980—1037), Бируни (973—1048) и Насири Хисроу
(1004 г. — конец XI в.) вступают в зенит своей славы.
Если Фирдоуси сознательно старается избегать арабизмов, подчиняя лексику
«Шах-намэ» общей антиарабской направленности произведения, то в XI веке берет
верх панегирическая поэзия «вельможного сословия» и окрашенная в тона мистической
отрешенности лирика (касыды и газели). XII век был отмечен ослаблением интереса
к дворцовой поэзии, крупные поэты этого времени — это поэты города, близкие
ремесленной среде. В их творчестве широчайшим образом использован фольклор,
чего придворная поэзия почти не допускала. Люди трезвого ума, они прекрасно
видели пороки современного им общества и прибегали к мистическим иносказаниям,
как это делал поэт, философ и математик Омар Хайям (1040—1123), больше в силу
условий времени, нежели из неверия в силы разума. Ноты пессимизма в суфийской
поэзии часто смыкались с реакционными течениями в богословских науках
(например, у Ахмеда Ясави). Но они имели чисто земное основание и были больше
выражением оценки политического неустройства мира, наступившего со времени
появления на политической арене Средней Азии сперва арабов, затем орд степных
тюрков. Нет ничего удивительного в том, что вина за все бедствия, вызванные
крушением старой социальной системы, возводилась в условиях крайне
обострившейся классовой борьбы на политических противников и духовных недругов,
а с ними и на племенные, религиозные, политические их объединения.
Силы городской демократии в XI—XII веках неизмеримо возросли. Народные
низы обрели новые формы организации в борьбе за свои интересы. Наряду с
религиозно перелицованными движениями все чаще проступает цеховая организация
ремесленников как мощная и сплоченная сила, противостоящая купцам п феодалам.
Феодальное ремесло породило новые виды архитектуры, декоративного и
бытового искусства, насытило их запасом свежих идей и форм.
Преемственность в развитии архитектуры старого и нового времени
указывает на существование в Мавераннахре XI — начала XIII века ранее
определившихся архитектурных школ. Вместе с успехами архитектуры
изобразительных и прикладных искусств нового стиля эти школы приобрели новые,
заметно отличавшие их черты.
Среднее и нижнее течение Зеравшана составляло в общем единую школу
средневекового Узбекистана, к которой тяготели и мастера Кашка-Дарьи. В оазисе
Сурхан-Дарьи была своя школа (мастеров Чаганиана и Термеза), близко связанная с
другими районами средневекового Тохаристана и Западного Хорасана (ныне они
входят в состав Таджикской и Туркменской ССР). Отдельные школы сохранялись в
Хорезме (частью на территории Туркменской ССР), в среднем течении Сыр-Дарьи (с
центрами в Шаше — Ташкенте, Сайраме, Туркестане, Отраре; ныне они входят
частью в состав Южного Казахстана), в Ферганской долине (в Узгенте, Ахсыкете,
Ура-тюбе и других старых культурных центрах; ныне они входят частью в
Киргизскую, частью в Таджикскую ССР). Каждой из этих школ были присущи черты
различия, но имелись и не менее важные черты родства и сходства. В решениях
масс и объемов •было полнее выражено то, что объединяет эти школы, в искусстве
декора — чаще то, что делает каждую из них неповторимой.
В Тохаристане ведущее место занимали — кирпичный узор (покрывавший
стены снаружи и изнутри, кривые поверхности на куполе, ярус парусов, михраб) и
резной ганч. Здесь декор обнаруживал много общего между мавзолеями типа
Султан-Саадат в старом Мерве, мавзолеями в селении Саят (Таджикская ССР),
мечетью Талхатан-баба, мавзолеем Сарахс-баба (Туркменская ССР) и другие91.
В Самарканде, где больше осадков и где керамическое производство стояло
издревле очень высоко, ведущее место заняла резная терракота — плоская и
объемная 92.
Лучшие образцы резных и тесаных сталактитов XII века оставила нам
Бухара. Резной ганч XI — начала XIII века в Бухаре и Самарканде представлен
более слабо. В северных районах Туркестана этой поры резного ганча того меньше,
а кирпичный узор и резная терракота получают свой особый репертуар узоров,
более близкий свободному рисунку тканей.
Искусство северного Маверапнахра включало в ареал своего
распространения и Южный Казахстан, что объясняется историко-культурной
общностью этих районов. К школе северного Туркестана относятся памятники
бассейна Сыр-Дарьи, например, остатки мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави XII века в
г. Туркестане93 (в одноименном более позднем комплексе) и лежащие
в отдалении, в бассейне реки Талас, мавзолеи села Голо-вачевского —
Бабаджи-хатун XI века и Айша-биби XII века94. В декоре этих
мавзолеев, особенно мавзолея Айша-биби, очевидны элементы, связанные с
традицией Мавераннахра. Но также несомненны и связи с древней традицией
степного искусства; позже эти элементы вошли в искусство казахского народа.
В Ферганской долине — такая же картина. Здесь была, видимо, не одна
школа: графический рисунок заметно отличает резьбу мавзолея Шах-Фазиль в Сафит
Буленде XI века от резного ганча мавзолея XI века и резной терракоты мавзолеев
XII века в Узгенте95. В этих памятниках (они находятся на территории
Киргизии) заметны черты сходства с самаркандской резьбой и отчасти (в резном
ганче) с резьбой термез-ских мастеров того же времени. Еще больше сближает эти
школы чувство пространства и массы, то есть общее понимание архитектурных форм,
отвечающих принятым в данную эпоху идеалам красоты.
Рассматривая развитие градостроительства, архитектуры, изобразительных
искусств Мавераннахра в этот период, мы могли заметить, что процессы эволюции
стиля разных искусств были в общем едины. Мастера XI — начала XIII века выработали
язык художественных форм, отвечающий идейному содержанию эпохи.
Исходными для формирования нового стиля были материальные условия
развития общества, техника и технология ремесел. Мерой вкуса, формирующей
художественные произведения, была духовная жизнь людей. Мастера создавали
повое в искусстве не по трактатам античных зодчих. Они общались с людьми,
видевшими творения, созданные в других странах ислама (ими восхищался,
например, Насири Хисроу, XI в.), «ли сами изведали в скитании на чужбине
новейшие достижения века (обмен мастерами — явление постоянное). Но главное
приходило как результат собственного творчества, вызванного в архитектуре
практической потребностью строить, развивая систему сводов и куполов,
отрабатывать технику фигурных и резных облицовок, совершенствовать узор и искусство
изящных надписей в общепринятой на всем Переднем и Среднем Востоке арабской
графике.
Каждое нововведение — будь то местное или вывезенное из других стран —
проходило испытание на месте применения, и все негодное отбрасывалось на ходу.
Архитектура Мавераннахра XI — начала XIII века избегла (и это факт несомненный)
прямых подражаний образцам других областей современного ему Востока.
Взаимодействия и заимствования (они всегда имеют место) не затрагивали
суверенитета местных школ. Мастерам Мавераннахра принадлежит полнота прав на
все, что создано было в эту пору на территории среднеазиатского Междуречья
иранцами (таджиками) или их выучениками из числа тюрок (практическое участие
последних для этого времени уже вполне вероятно). Им не с кем делить своих
заслуг. Но они не были изолированы от других мастеров, что было бы им не на
пользу. Каждый архитектурный объект решал всегда нечто новое, важное для всех
зодчих. Каждое решение задачи, будь то план помещения, форма купола или его
несущая конструкция, исходило из общего целого. Это были как бы отдельные узлы
механизма, в котором каждая деталь требует отработки в соответствии с функцией
и формой других деталей.
Объемно-пространственная планировка составляет основу архитектурного
произведения. План здания, прочитанный как отпечаток фундамента на листе
бумаги, часто ничего не говорит. И только объемная планировка раскрывает
сущность архитектурного замысла, позволяя видеть массы здания в пространстве.
Зодчие XI — начала XIII века располагали развитым словарем именно
таких пространственно читаемых планов. Этот словарь охватывал собой
строительную практику всего Среднего Востока. Если отвлечься от частных
случаев и систематизировать пространственно читаемые планы по составу архитектурных
идей, то в простейшей схеме эти решения выглядят примерно так.
Любой комплекс заключал систему помещений — квадратных, прямоугольных
или восьмигранных в плане. В монументальной архитектуре, там, где преобладали
кирпичные своды и купола, им отвечали решения основной задачи — создать переход
от стен к своду или куполу и распределить усилия, вызванные их давлением,
нейтрализовать распор. К техническому решению задачи прибавилась и чисто
художественная, поскольку результатом его определялась и форма подкуполь-ного
пространства, характер интерьера.
Куб и купол получили в раннем средневековье ряд простейших решений,
развитых затем дальше. Мы можем проследить логический ход развития задачи, допуская,
что в руках мастера находится применявшийся и в старину макет. Круглое основание
купола несовместимо с квадратом стен. Мастер срезает углы одним из предложен здесь
способов и отсекает трехгранные призмы (схема 8).
В одном случае у него возникают в углах наклонные плоскости среза; их
удобно выложить напуском кирпича на угол (ячеистое заполнение «кубиками» (а). В
другом возникает ярус восьмигранной призмы. Внешний абрис здания, крытого
куполом, при этом усложнится (II). Но можно пойти иным путем:
снаружи сохранить четверик, изнутри — восьмерик, а срезанные углы, имеющие
форму трехгранной призмы, решить с помощью арочек одним из предложенных ниже
способов: конический парус (а), сомкнутый полусвод (в плане на диагонали
квадрата — полукруг (б), половинка квадрата (в), шестигранника (г), арочный
тромп с опрокинутой в угол аркой (д), перспективный тромп (е) и ячеистый тромп
(ж).
Третий случай: зодчий срезает углы куба до основания и получает
восьмигранную призму (III), все элементы ее он решает, как и в предыдущем случае.
Однако между восьмигранником и круглым основанием купола тоже имеются несовпадения.
Их легко устранить путем простого напуска рядов вышележащей кладки. Логика
архитектурных построений требует повторения испытанного уже приема. Что же
получится, если здесь применить те же формы, что и при переходе от четверика к
восьмерику? Переход от восьмигранника к шестнадцатиграннику легко продолжить,
пока ярусы не сойдутся в вершине купола. И обратное: можно спускаться ярусами
вдоль грани, срезающей угол куба, пока ярусы не сойдутся в углу (в нижней точке
среза).
Переходные ярусы, лежащие выше и ниже восьмерика, будут заполнять
тупой угол (шестнадцатигранника, тридцати-двухгранника и т. д.), и потому их
форма будет все более плоская, пока, умножая число углов, они не сольются внизу
е плоскостью стен, вверху — с округлой кромкой купола.
Конструктивная форма будет приближаться к декоративной и подсказывать
ей свой мотив.
Напуск кирпичей рядами и возведение системы арочек по ярусам приводят
нас к возникновению специфической для архитектуры средневековья на всем Среднем
и Ближнем Востоке формы, получившей по сходству с геологическими образованиями
(натеками известняка на сводах пещер) название сталактитов.
Сталактиты могут располагаться рядами — линейно, и тогда они составляют
карниз; они могут заполнять окружность купола (его скуфью) или полукупол ниши;
они могут заполнять угол, срезанный для перехода от квадрата стен к куполу
(лежать в плоскости среза или в переброшенных через углы арках); наконец, они
могут выступать из плоскости купола (или полукупола) и свисать гранеными
сосульками.
Употребление сталактитов расчленило интерьер купольно-центрических
помещений на две части: одна система сталактитов создала переход от квадрата
стен к основанию купола с участием яруса восьмерика, а затем и самостоятельно;
другая система сталактитов стала заполнять сам купол сходящимися к его
вершине, по кругу, ярусами.
В итоге объемная форма интерьера преобразилась. Строгая расчлененность
функций несущих и венчающих частей была в ряде случаев смягчена. Ярус парусов —
раньше строго конструктивный — приумножил свои декоративные качества, не
потеряв притом своих структурных основ, своей тектоники. Сталактитовые системы
открыли возможность отказа от яруса парусов вообще. Но ни в XI—XIII веках, ни
позже мастера Мавераннахра не отказались от чисто конструктивного решения
задач перехода к куполу, передав системе сталактитов функции, декоративные по
преимуществу.
В XI—XIII веках сталактиты составлялись из плиток-пластин, собирались
из специально формованных, резаных, тесаных или тисненых блоков, выполненных
по строго рассчитанному чертежу. Пример тому — сталактиты в портале
Рабати-Малик XI века и в михрабах бухарских мечетей Намазгах и Магоки-Аттари
XII века. Позже они стали складываться из цельноформованных ярусов-пластин,
вырезанных (или отформованных) по рассчитанному для каждого яруса контуру.
Уже в момент своего появления сталактиты не были формой чисто
конструктивной, так как служили и своеобразной слож-носоставной консолью и формой
заполнения угловых срезов. Момент эстетический (игра светотени в ячейках) стал
доминирующим, когда разработка сталактитов и фигурные облицовки из кирпича
были приведены в общую систему. Конструктивное устройство купольных перекрытий
стало, таким путем, отправной точкой и в архитектурном декоре монументальных
зданий.
Объемно-пространственная форма купольно-центрического помещения и его
декор оказываются тесно связанными между собой.
Для XI—XIII веков главным и определяющим в узоре декора были
геометрические построения. Они подчиняли себе, своим сеткам и основанным на них фигурам всю
причудливую игру побегов, ветвей и цветов. Таким образом, геометрия царит
здесь и там; в одном случае это геометрические построения в пространстве
(стереометрия), в другом — на плоскости (планиметрия). Художник, зодчий
производят отбор определившихся форм, вносят в них поправки с учетом возможности
их эстетического совершенствования и в таком предварительно взятом виде кладут
их в основу своих дальнейших художественных претворений 96.
Можно высказать предположение, что все основные объемно-пространственные
формы архитектуры этой эпохи восходили к простейшим геометрическим фигурам,
взятым совокупно в виде целостной системы возможных вариантов. Это означает,
что купольно-центрические сооружения разнообразились не по прихоти отдельных
зодчих. Они, каждый в отдельности, решали (часто в вариантах) определенную
сумму задач. Были решения, получившие свое воплощение в постройке. Были и такие решения, о судьбе
которых мы пока ничего не энаем (то ли эти сооружения до нас не дошли, то ли
они и не существовали). В целом они
должны были составлять нечто вроде системы элементов, отдельные клетки которой
пустуют до того, как сами элементы будут открыты в натуре.
Основными исходными фигурами — общими для центрических построений в
пространстве и на плоскости — были куб, цилиндр и призма. Отбросим пока вносимые
зодчим поправки (удлинение куба по высоте, наклон стен внутрь и т. д.). В плане
эти фигуры образуют квадрат, круг, многоугольник (схема 9).
Каждая из этих форм получает обработку, одинаково присущую фигурам на
плоскости (в узоре) и в пространстве (профилировка внешнего контура стен).
Ритмически повторяющийся излом линии зигзагом и полуваликами создает складки и
так называемые «гофры». В результате мы получаем четверик — в складках (а') и гофрах (а"). Цилиндр в
складках (б') и гофрах (б"). Многогранник (как и цилиндр) допускает чередование
острых граней и полуколонн
(в"). Почти все эти формы легко угадываются в известных башенных
сооружениях не территории Хорасана и Мавераннахра XI—XIII веков.
Так, форма а" является исходной для башен Дурнали и Мунон-тепе VIII—IX веков и для
гофрированного кешка Ат-Тахмаладж IX—X веков; б' — для башни в Радкане XIII века;
в' —для башни Гумбади Кабус в Гуркане (начало XI в.); в" — для минарета в
Кишмаре 97.
Хотя венчающие части во многих случаях утрачены, но, следуя той же
системе возможных вариантов, мы можем построить схему их развития. Берем уже
знакомые нам исходные формы плана: квадрат, круг, выпуклый многоугольник,
звездчатый многоугольник и фестончатый круг (схема 10). Купольное перекрытие
этих сооружений могло быть с прямой направляющей (шатер) или кривой
(стрельчатая арка). В первом случае квадрату плана соответствует четырехгранная
пирамида (а'); восьмиграннику — восьмигранная пирамида (б'), кругу — конус
(в'), звезде — складчатый шатер (г) и фестончатому кругу (розетке) —
соответствующий ему по форме шатер (д'). Во втором случае: квадрату и
восьмиграннику— сомкнутый свод (граненый купол (а", б"), кругу —
сфероконический купол (в"), звезде — складчатый купол (г") и розетке
— гофрированный (рубчатый) купол (д").
Соответствующие примеры купольных перекрытий: для формы — а' — мавзолей
в Кесене (Южный Казахстан, XVI в.) и башенные мавзолеи типа Гумбади Кабуд в
Мараге, XII век; в' — башенные мавзолеи типа башни Радкан в Никатале; для г' —
мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачевском; для б" — Маджиди Джами в
Исфахане и Ардистане; для в" — примеров примеров не перечесть, эта форма наиболее распространенная.
Из числа названных здесь вариантов нам в натуре неизвестен только д' —
он нерационален и, быть может, был сразу же исключен. А купола г"
(складчатый) и д" (рубчатый) дают богатейшую игру светотени, и они нам
хорошо известны по позднейшим образцам XIV—XV веков (мавзолеи Туркан-ака,
Эмир-Заде и Гур-Эмир). Отсюда можно заключить, что некоторые решения до нас не
дошли или они пришли позже, хотя их место было определено действовавшей
системой заранее.
Стены башен, минаретов, мавзолеев и других подобных
центрических сооружений сочетались с названными здесь перекрытиями в
известном числе вариантов (схема 11). Не все они пользовались успехом. В
башенных сооружениях чаще применялся конус на цилиндре (б—2) и пирамида на
восьмерике — выпуклом (в—4) или звездчатом (г—2) и сфероконический купол (б—3,
в—3), а также конус на гофрированном (д—2) или на звездчатом цилиндре (г—4).
Тому примеры: для б—2 — мавзолей Мили-Радкан в Ника-тале, XI век; для
б—3 — мавзолей Абдаллаха в Мазандара-не, XI век; для в—3 — мавзолей Шахристан в
Исфахане, XII век; для г—2 — мавзолей Алаадина в Варамине и Биста-ме, XIII век;
для г—4 — Имамзада ибн Аллах в Демавенде и для д—2 — мавзолей Радкан в Радкане,
XIII век".
В других видах купольно-центрической архитектуры задача сводилась к
соотношению стен четверика, несущего купол, лежащий непосредственно на стенах
или приподнятый, как в башенных сооружениях.
Четверик стен мог нести: конус, выпуклую пирамиду
(шатер), звездчатую пирамиду или сферический(сфероконический) купол (конус на цилиндре как башенную форму мы здесь
опускаем) (схема 12).
Конус на четверике допускает три основных варианта: конус лежит на стенах
(а), приподнят на цилиндре (а') или призме (а")- Также и пирамида лежит
на четверике (б), приподнята на цилиндре (б') или призме (б").Звездчатая пирамида — на
четверике (в) или складчатом барабане (в'). (Возможны также варианты — конус
или пирамида на складчатом барабане и т. д.) Все эти решения не только
возможны по гипотезе как элементы предполагаемой системы, но существуют
реально в архитектуре Среднего Востока указанной эпохи (некоторые формы
переходят в последующий период). Назовем примеры типических форм: для а' —
мавзолей Имамза-да в Бистаме, XIV век; для б" — мавзолей Фахраддина Рази в
Куня-Ургенче, XII век (или варианты — Гунбади Сурх в Мараге, мавзолей в Сари);
для в' — мавзолей Хасани Саурани; для в мавзолей Такеша в Куня-Ургенче 100.
В круг примеров из числа купольно-центральных сооружений мы вовлекли также и
обладающие входным айваном или порталом, но это не меняет существа решения
главного объема.
Поставить купол на четверик — задача не только из области стереометрии
и отвлеченного формотворчества. Мы указывали уже на основной конструктивный
прием перехода от квадрата стен к круглому основанию купола — прямой или косой
срез угла, дающий переход к восьмерику. Но там задача решалась в самом простом
варианте, безотносительно к форме купола. Уже рассмотренный вариант привел нас
к сложной системе сталактитов, связавших воедино пространство интерьера и
плоскость стен.
Здание меняет свой облик в зависимости от уровня, на котором лежит ярус
восьмерика, и от формы его венчания (полусфера, конус, шатер (схема 13).
Купольно-центрические здания XI—XII веков обнаруживают тенденцию
вытягиваться вверх. Сперва за счет срезаемых углов, а затем это становится
художественной нормой, и такое решение дается в возрастающих пропорциях. Оно
влечет за собой возвышенные восьмерики и кладет начало последующему развитию
высоких барабанов.
Пятно плана отдельно стоящего купольного зала было подсказано, таким
образом, геометрией: круг, звезда (внутри круг)» розетка (внутри круг),
звездчатая розетка (внутри круг) (схема 14). Но
чаще сохранялся квадрат плана. Квадрат
стен мог заключать круг — это упрощало задачу, но к чему непомерная
толщина кладок в углах (д)? Можно переход к куполу отнести в подкупольную
часть, и тогда внутренний контур стен отвечает внешней линии квадрата — это
экономично и удобно (е). Но пролет купола невелик и от него зависит толщина
стен. Можно увеличить объем воздуха за счет глубоких ниш в стенах (ж) или
опустить пяты арок в углах до самого пола, и тогда ниши войдут в толщу кладок
на стенах и в углах (з).
Здесь возможности расширить объем интерьера за счет конструктивных
решений доведены по предела. Опускание пят угловых арок до пола (з) можно
рассматривать и как отсечение углов квадрата; вследствие этого получаем
восьмигранник в интерьере при квадрате стен снаружи. Пример такого решения
задачи, с которым мы столкнулись недавно, — мавзолей XIV века в комплексе
зданий селения Пудина. Но можно указать и на прямое отсечение углов квадрата в
мавзолее Ходжа Атабека в Кирмане |01. Здесь очертание стен образует
в интерьере квадрат, извне — восьмигранник; решение явно надуманное,
нерациональное, продиктованное чисто формальным построением геометрических
фигур. Понятно, почему этот парадоксальный пример не вызвал подражаний и
остался, кажется, одинок.
Любую из стенных ниш можно было сделать сквозной. Квадратный план
порождал при этом киоск (чартак), а восьмигранный — ротонду (ашттак) (к-л).
Внутренним нишам должны были отвечать логически такие же ниши, лежащие извне.
Это облегчало вес стен без ущерба для их прочности.
Наряду с купольным залом складывались и многокупольные композиции. Это
были залы с куполами на столбах и галереи с куполами в один или несколько
рядов, идущие вдоль стены или вокруг двора. Они имели исходной точкой те же
решения, но как бы в умноженном виде. Отсюда, видимо, возникла идея построения
плана по сетке (гязов), принятая затем в архитектуре всего средневековья. По
ним вписывают купола и размечаются на скрещениях осей пилоны. Один пилон несет
четыре купола, четыре пилона — девять куполов и т. д. (схема 15). Это — в
закрытых помещениях. В айванах, открытых в одну сторону, один пилон — на два
купола, два пилона — на три, три пилона — на четыре купола и т. д. На айванах,
открытых на две стороны (под углом), — четыре пилона на четыре купола, девять
пилонов — на девять куполов и т. д. Многокупольные залы, разделенные поставленными на пилоны арками, имеют раздельные
подкупольные пространства. Через проемы арок они сливаются между собой и
образуют общий объем интерьера. Составной характер объема подчеркивается разбивкой
стены на лопатки, отвечающие положению пилонов и плоских между ними ниш.
В мечетях типа Намазгах ниши располагаются вдоль стены и, будучи
обращены в сторону Мекки, служат для совершения перед ними обряда молитвы; в
других случаях плоские арки имеют чисто архитектурное, по существу декоративное
назначение.
Развитие купольных систем сопровождалось совершенствованием кладки
сводов. Здесь нет необходимости прослеживать все этапы их эволюции. Источник
формообразования сложен, и не всегда сложное возникает из предшествующего ему
простого.
Разумеется, что не каждая архитектурная форма позднего времени начинает
свое развитие сызнова, проходя все этапы пути с самого начала. Так было и со
сводами. Конструкциям из жженого кирпича предшествовали решения в сырце, но
некоторые возникали самостоятельно и заново. Свод с напуском— прием
архаический(схема
16)(ср. ложные своды Двуречья
III тысячелетия до н. э.). Однако напуск кирпича, выдвинутого углом, породил
систему, близкую сталактитам (б). Кладка нормальная и «отрезками» (в) позволила
перейти к комбинированным выкладкам, образующим на своде простейшие фигуры
(ромбы). Кладка от угла (конический тромп) привела к возникновению свода балхи
(г). Кладка от стен четверика или восьмигранника умножила формы сомкнутого
свода. Применение поперечных (подпружных) арок в чередовании с обычными
коробовыми вызвало употребление подобия свода-оболочки двоякой кривизны (ж). Те
же арки позволили в сочетании с отрезками коробового свода свести прямоугольный
план к квадрату (под купол) (з). Пересечение коробовых сводов дало подобие
крестового, или монастырского, с изломом граней на парусе (е).
Чертежи сводов (проекции) часто совпадали с распространенными мотивами
плоского орнамента. И это не удивительно, так как развитие архитектурных форм
протекало по единой системе, охватывавшей собой решения задач и в пространстве
и на плоскости. Геометризм построений, исключавший произвольные выдумки
зодчих, — таков был главный источник стилевого единства всего искусства
Средней Азии рассматриваемой эпохи.
Роль математических наук, и особенно прикладной геометрии, здесь
достаточно очевидна. Но никогда математика, как и любая иная научная
дисциплина, не была и не могла быть творцом искусства. Наука движет мысль
художника, вносит в нее систему. Житейский навык и строительный опыт корректируют
эту систему, отбирая практически ценное. Но только глаз художника и зодчего
находит меру вещам и в соответствии с принятой системой, на основе присущих ей
закономерностей, создает пространственные, предметные и линейные формы.
Пластика, пространство и плоскость — как категории чистой формы — обретают в
творении свое истинное содержание, когда они оправданы условиями жизни
общества. И только тогда архитектура, декоративное искусство и искусство вещи
становятся выражением единства принятой в данную эпоху «манеры» думать,
чувствовать и мечтать.
Техника и технология давали художнику строительный материал.
Превращение стенового материала в декоративно-отделочный было результатом
внутренней эволюции форм самой архитектуры.
Кирпичный узор прошел весь предопределенный ему путь развития. Начав в
IX—X веках с комбинаций стенового, а затем и лицевого кирпича — фигурных
выкладок и пластической игры света, — он пришел в XII веке к облицовкам с
плоской выстилкой плиток, своего рода «паркету», употреблявшемуся и для полов,
и для стен. В результате измельчения мотивов выстилки и введения фигур с
внутренними углами (звездчатые многоугольники) «паркетный» узор превратился в
род простейшей мозаики. Уже в «паркетном» узоре возникли комбинации по светлоте
— чередование кирпича сильного и слабого обжига. В первой половине XII века зти
комбинации приобрели характер двухцветного узора; двухцветный «паркет»
превратилсявдвухцветнуюкерамическую мозаику.Таким
образом, развитие кирпичного узора шло в эти годы от пластического эффекта к
плоским локальным цветам. От природных качеств материала (кирпичная фигурка) —
к его специальной обработке (покрытие кирпича ангобом, красный лак). Но такое
направление в развитии архитектурного декора шло вразрез с завоеваниями
кирпичного узора, достигшего вершин в XI столетии. Чувство меры, как основа
вкуса, требовало от кирпичных дел мастеров согласованности кирпичных кладок с
плоской кирпичной мозаикой. Плоская мозаика требовала четко очерченных границ
своего приложения. Пластический эффект обогащал узорное убранство стен игрой
света и тени. С введением плоских мозаик этот эффект стал исчезать.
На помощь пришла резная терракота, то есть техника пластической резьбы
по облицовочным плитам. Имелись, конечно, и чисто технические причины,
обусловившие успех водостойкой терракоты, но развитие эстетических качеств
кирпичного декора имело свою логику эволюции художественных форм и средств.
Следствием развития керамических форм явилась кирпичная мозаика — ахроматического
рисунка (светотеневой рисунок без участия цвета) и полихромная.
Последняя только зарождалась. В первой половине XII века красно-желтые
выкладки и зеленовато-голубая полива употреблялись, видимо, независимо друг от
друга, и зодчие не приводили их в какое-либо соотношение или связь. Пока
бирюза покрывала кирпичик и вступала в спор с синевой небес на сверкавших под
солнцем куполах, изумляя горожан голубым сиянием, или выделяла кольцо рельефной
надписи, опоясывавшей на высоте минарет — действие цвета было автономно или же
имело следствием цветовой контраст по светлоте. Но дело изменилось коренным
образом, когда цветная полива — сперва зелено-голубая, а позже и других цветов
(белая, марганцевая) — стала покрывать резную терракоту по гребню рельефа, а
затем и сплошь. Пластический эффект стал узорно-живописным. Возникло сложное
взаимодействие линейного, пластического и живописного начал, самое сложное и
богатое в содержании, какого не знала вся предшествующая история
монументально-декоративного искусства Средней Азии. Однако задача была еще
только поставлена, ее внутренние противоречия не успели назреть и богатейшие
возможности художественного решения не успели себя выявить.
Стиль полихромных облицовок был уже открыт, и хотя техника цветных мозаичных
изразцов (прославившая затем мастеров Ирана) не нашла еще своего применения,
местные мастера стояли у порога ее открытия. Они держали в руках ключи от ее
тайников, и
магическое
слово «сезам!» было готово сорваться с их уст. Но оно не было произнесено, пока
не пробил заветный час.