Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Искусство и История


[ Добавить статью ]

Главная » Искусcтво и История » ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ВОСТОКА » ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ


ШКОЛА И СТИЛЬ (Статья №2)

Резной штук (точнее, ганч) не знал, казалось бы, столь головокружительных перемен. Старый, изведанный путь резьбы ножом по плоскому зеркалу стены — что мог он дать нового после афрасиабских панелей (IX в.)? Старое скульптурное понимание рельефа было в них сметено. Дух античной пластики— еще живой в скульптурном декоре Варахши (VIII в.) — был изгнан окончательно, хотя отдельные мотивы растительного характера сохранились в их уже новой трактовке. Афра-сиабские панели связали декоративное искусство Мавераннахра с самыми выдающимися образцами архитектурного декора на современном им или несколько более раннем Переднем Востоке. Стилистически они принадлежат новому времени больше, чем старому. Но геометрические арабески в них почти отсутствуют. Они еще, быть может, не созрели. Мавзолей Араб-ата (976) говорит другое: их там больше, чем на панелях с Афрасиаба, и они там более зрелы. Причины того нам неяс­ны: то ли не каждый памятник — зеркало века, то лн панели с Афрасиаба старше, а потому и архаичнее. Так или иначе, но они не дали нам полной картины развития резного узора нового стиля. Резной штук в Рабати-Малик (XI в.) тоже архаичен. Но картина меняется, когда мы обратим свой взор на более поздний памятник — дворец правителей Термеза, где резной ганч составляет такую же энциклопедию узора XII ве­ка, как афрасиабские панели — узора X века. Геометрические арабески обретают здесь полное господство-, они заставляют растительный узор следовать «капризу» геометрических линий с полной покорностью и неукоснительно. Этот диктат геомет­рии наметился еще в афрасиабских панелях. Здесь он привел к тому, что и пластические качества вьющихся стеблей и листвы полностью утрачены. Там распластанные листья все еще имели известную мясистость и толщину. Вывернутый лицевой поверхностью фронтально лист сохранял вмятины, правда, слишком симметричные, чтобы почитать их чем-то отличным от формы узора. Здесь стебель и лист не имеют формы предмета и составляют только узор. Меньше раститель­ных элементов (они сохраняются чаще в каймах), больше отвлеченных вставок — кружков, звездочек, замысловатых значков, точек, запятых.

Все это совпадает с наблюденным и в кирпичном узоре. Обобщая, это явление можно назвать отходом от пластики предметных форм и тяготением к более отвлеченно тракто­ванному узору.

Увлечение плоской резьбой угрожало потерей чувства меры. Плоская резьба лишает стену весомости, и это могло бы при­вести в конечном счете к нарушению общего характера архитектуры. Стиль архитектуры термезского дворца (его стены из сырца) — монументальный. Архитектурная резьба, которая пришла на смену его кирпичным облицовкам, должна была отвечать монументальности форм здания. И здесь на помощь пришла пластически округлая резьба, напоминающая резную терракоту. Надписи на угловых колонках дворца в Термезе и в резной терракоте с Афрасиаба выполнены совер­шенно одинаково. Здесь материал не играет роли: развитие стиля как бы подготовило почву к новому пониманию пласти­ки — не предметной, а отвлеченной. Надписи округло пластич­ны, но ничего общего с предметными формами в них нет. Пластическое начало восстановлено, но только как категория чистой формы.

Светотеневой эффект получил при этом и чисто практиче­ское назначение: закрепление плоского узора в четко выра­женных границах и увязка его с массивом стен.

В предшествующую эпоху, и особенно в домусульманское время, монументальная живопись имела форму настенных картин, отличавшихся от принятых на западе фресок только грунтом — чаще сухим; роспись велась не по известковой штукатурке, а по глине или алебастру. В XI—XII веках их место чаще (если не всегда) занимает орнаментальная роспись. Гамма цветов этой росписи очень насыщенна и на первый взгляд не соответствует и скромности кирпичных обли­цовок XI века, и белоснежному убору «белых палат» в интерье­ре термезского дворца XII века.

Однако и здесь следует исходить из главных и определяю­щих черт стиля. Яркая красочность народного искусства ни­когда не исчезала — даже в самые мрачные годины бедствий. Не исчезла она и с утверждением ислама. Но только в неко­торые периоды истории жизнерадостная красочность палитры народного искусства озаряет собой все искусство эпохи. XI— XII века — время расцвета феодальных торгово-ремесленных городов — были отмечены общественным подъемом. И вслед­ствие этого красочное искусство народных низов, захватив ремесла, поднялось до самых вершин общественной лестницы, возбудив и там сходные вкусы в области прекрасного. Белые залы дворца правителей Термеза не были обесцвечены — их омертвило время. Орнаментальные росписи дворца были ярко насыщенного тона (красный, синий, марганцевый и другие тона). В окнах были витражи из многоцветного стекла. И все это красочное звучание в декоре было настолько сильно, что оно буквально потянуло за собой кирпичный узор и резной штук. Никакого противоречия в самой палитре монументаль­ного искусства XI—XII веков нет. Это было искусство с силь­ным звучанием красок в интерьере и с уже наметившейся тенденцией к полихромии в облицовках. Последние стали позднее самой сильной и всепокоряющей страстью мастеров на протяжении нескольких столетий.

«Белый стиль» резных штукатурок, «голубой стиль» израз­цовых куполов и «желтый» или «красный стиль» кирпичных или облицованных терракотой стен — все это лишь отдельные цвета большой палитры, в использовании которой мастера XI—XII веков сохраняли точно найденное чувство меры.

Архитектурный декор имел своим началом чисто конструк­тивное значение, но из него он извлек и средства декоратив­ные. Узор получил строгие рамки своего применения. Возник­ла система приемов, объединившая в одно целое строительные конструкции, архитектурный орнамент и декоративно-приклад­ное искусство.

Стиль прикладных искусств XI — начала XIII века склады­вается из особенностей изобразительного языка и форм орна­мента. У каждого вида искусств они особые. Это вызвано тем, что работа каменщика, строителя, керамиста связана чаще с потребностями местного населения (в каждом городе или селе­нии строят для себя, делают вещи для своей округи). Работа же мастеров по металлу и ткачей имеет более широкий рынок, и естественно, что художественный металл и ткани в процессе постоянной диффузии впитывают в себя и то, что подсказано им широким рынком сбыта. Поэтому можно уверенно говорить о школе поливной керамики Афрасиаба, или самаркандской архитектурной школе и ее проявлениях, скажем, в резном штуке и терракоте, или о школе хорезмских мастеров — в ар­хитектуре и архитектурном декоре, резьбе по дереву, но трудно выявить школу самаркандских мастеров в художественном металле, стекле, текстиле. Да и была ли значительная разница в стиле этих изделий по месту их производства?

В широком смысле этого слова существовал единый стиль, объединявший в рамках XI — начала XIII века все виды искусств. Однако в каждой области прикладного искусства были свои формы, технические и художественные приемы. И по ним, даже для неподписных изделий (не имеющих ни-сбы-указания, откуда мастер родом), удается определить и школу.

Так, в художественном металле едва проступают черты шко­лы Мавераннахра, восточного Хорасана, отчасти Хорезма. А в керамике хорошо читаются школы Самарканда, Ферганы, Мерва, Рея, Кашана, Саве.

Черты стиля прикладных искусств среднеазиатского Между­речья XI — начала XIII века раскрываются лучше всего при сравнении однородных изделий местных с привозными или производившимися в ту же пору в сопредельных областях Среднего Востока. Так, неполивная посуда с тиснением изго­товлялась повсеместно. Первоклассные образцы этой посуды из Ташкента, Самарканда, Бухары, Термеза и других городов отличаются исключительным богатством орнаментики. Декор этой посуды двоякого происхождения: местный народный узор и общераспространенный, заимствованный частью из металли­ческой утвари и резьбы по дереву, почти отсутствует геомет­рический узор (гирих); прекрасно разработаны каллиграфи­чески исполненные надписи (илл. 42, 43).

Керамика мервских мастеров той же эпохи превосходит изделия Мавераннахра богатством изобразительных мотивов 102. Здесь не только птицы, рыбы, звери, насекомые, фантасти­ческие существа, но и головки не то демонов, не то людей. Мифология, эпос, живое наблюдение природы и идеализиро­ванный, выраженный в условной форме мир вещей предстают как бы слитно. Человек остается чем-то внешвпм и в искусстве случайным. И здесь гармония форм прпроды раскрывается как чисто внешняя организация ритмов узора (илл.)

Неполивная, с тиснением, керамика Двуречья в собрании Багдадского музея еще более содержательна. В ней и живая современность, тоже орнаментально-стилизованная, но с пол­ным преобладанием свободной симметрии фигур и определен­ным динамизмом сцен. В подражание металлу керамические сосуды частью с двойными стенками и ажурным снаружи прорезным рисунком шз.

Узорно-орнаментальная основа стиля была едина, однако в старых центрах халифата, унаследовавших ирано-сасанидские традиции, стиль искусства был более пластичный и живопис­ный. Ажурные изделия имеют сильно заглубленный фон; это усиливает пластический эффект рельефа. И в художественном металле на сосудах с двойными стенками достигается тот же эффект пластической формы на глубинной плоскости. Соответственно этому и рисунок фигур получает пластическую моде­лировку. В тисненой керамике Мерва еще силен живописный момент: фигуры компонуются по форме сосуда, но в относи­тельно свободных сочетаниях. Штампики в руках мастера подвижны, и формы для тиснения изготовляются вдохновенно, в огромном разнообразии мотивов. Медальоны, розетки, надпи­си и благопожелания, фигуры зверюшек, сцепы охоты, звери­ный гон — все это выкладывается часто сразу. И это придает сосудам из Мерва вид крайне занятный; они доставляют тому, кто держит сосуд в руках, такое же удовольствие, как и книж­ка с картинками.

Для неполивной керамики Мавераннахра характерны сосу­ды четко выраженных структурных форм: высокие узкие кув­шины, низкие крынки, плоские баклаги с мелким узором (сосочки, розетки, трилистники, медальоны), равномерно рас­пределенными полосками или кругами по всей поверхности сосуда или гладкие формы точно найденных в силуэте очер­таний с крупным круглым медальоном на боку (на нем изо­бражение гепарда или фантастического зверя). Иногда сосуд заткан узором, на боку или вдоль плечиков помещаются ме-дальопы (с парными птицами или зверями); поясами идут растительные побеги, сцены звериного гона, надписи (илл. 36).

За исключением сосочков, преобладает моделированный плоский рисунок. По трактовке формы тисненая керамика этой эпохи исключительно близка металлической посуде — изделиям из бронзы. Там тоже преобладает плоскостной рельеф, испол­ненный набивкой по форме, реже литьем. Обработка формы — чеканкой, гравировкой, пунсоном (илл. 45, 46).

На металле выявилась особенно полно система в распреде­лении растительных узоров, надписей, медальонов с фигурны­ми изображениями. Структурность формы остается всегда главным и определяющим моментом. Декор, как бы обильны ни были узоры, никогда не нарушает архитектоники формы. Оп всегда лежит поверх формы или в плоскости формы, не выходя за рамки ее подчеркнутых членений. Там, где эти членения отсутствуют и части сосуда плавно переходят друг в друга, меняя объем, сохраняется главная поверхность с топким гравированным на пей узором, не создающим допол­нительных членений.

В XI—XIII веках, вместе с заметным усилением роли отвле­ченного узора, декор берет на себя и некоторые фупкции членепия формы.

Вводятся сетки и полосы, по которым распределяется узор; это облегчает его равномерное построение и усиливает деко­ративный эффект. Плоскость и объем тела не вступают в анта­гонизм — они взаимно находят друг друга, соподчиняя форму предмета и узор общему началу 104.

Можно привести известную параллель между керамическими плитами с рельефным рисунком и высокохудожественной росписью в технике люстра мастеров Рея и Кашана, камен­ными рельефами Газни и резной терракотой мастеров Маве­раннахра.

Они близки между собой по характеру узорно-орнаменталь-ной обработки природных форм. Однако каменная пластика Газни (Кабульский музей) 105 напоминает древнюю резьбу (в частности, по кости из раскопок в Афганистане). Мир ее образов индо-иранский. В сплетениях ветвей стиля ислими — невероятное собрание сказочных персонажей: сфинк­сы, грифоны, женщины-птицы, звериный гон, на всадника нападает лев, всадник устремляется за козлом. И здесь же фестончатый михраб со звездчатым гирихом. Языческие обра­зы и символы ислама изображаются совокупно. Более живо­писны сказочной роскоши изразцы Рея и Кашана; в них пи с чем не сравнимое богатство литературных мотивов и сцен, повторяющих, вероятно, и современную им живопись, в частно­сти миниатюру.

И такой контраст — облицовочные плиты Мавераннахра — аскетически строгого стиля, безукоризненно построенные, не приемлющие старых сюжетов и тем.

Или сравним резной штук на панелях из Рея (XII в.) 106 и Саве (XII—XIII вв.) с резным штуком дворца правителей Термеза. Там — пластическая моделировка человеческих фигур в утонченно-церемониальных, неподвижных, несколько манерных сценах придворной жизни. Здесь — абсолютное гос­подство геометрии в узоре и строгие композиции сказочных зверей, формы тела которых находятся в равновесии с запол­няющими фон геометризированными пальметтами...  (илл. 47)

Посудная поливная керамика Рея создала удивительную галерею человеческих фигур и лиц. Ей присуща (не без влияния орнамента и каллиграфии) определенная манера графического начертания человеческого лица едва ли не одним росчерком калямат. При этом выявляется огромное разнооб­разие положений и характерных особенностей изображенных лиц. Оценить их значимость с позиций европейского портрет­ного искусства едва ли возможно (у них есть и свое собствен­ное содержание, которое не укладывается в категории совре­менного искусства, его эстетической оценки), и наряду с этим — одно из немногих «портретных» изображений па фрагменте чаши из Афрасиаба, где господствуют строгая линей­ная схема, суровая простота и красочность народного узора. Быть может, уже здесь зарождается та несколько тяжеловес­ная и грубоватая манера простой и ясной живописи, которая так отличает впоследствии миниатюрную живопись среднеази­атских школ (Бухара, Самарканд) от более утонченной, а затем и манерной живописи Герата, Тебриза и Шираза.

В рейской керамике — традиционный для Средней Азии изобразительный мотив — фигуры под арками стоят по кру­гу '°8. Он отмечается и на каменных рельефах Газни (одна из фигур с палицей на плече) 109. В керамике Афрасиаба живет тот же мотив, но арки пустуют или их заменяют более или менее отвлеченные символы, выступающие в роли узора. На чашах Кашана XII—XIII веков мы встречаем сложные много­фигурные сцены. Динамически построена их композиция, что подчеркивается срезом фигур краем чаши110. В керамике Аф­расиаба отвесная композиция (вертикальное расположение изображаемых в плоскости чаши фигур) и срез их краем чаши встречаются только в изображении сказочного растения, пере­секающего поле чаши поперек.

Что же это? Провинциальный стиль? Религиозное ханжест­во и влияние мусульманской ортодоксии, своего рода иконо­борчество суннизма? Но мы уже отмечали на достаточном количестве примеров, что мастера Мавераннахра XI—XIII ве­ков превосходно изображали животных и фантастических существ в стиле и характере, близком искусству ряда мусуль­манских стран. В области поливной керамики и каллиграфии они не только не уступали им, но и превосходили чистотой и ясностью своей художественной программы, удивительно тонко прочувствованным единством стиля. Следовательно, это была не отмирающая ветвь большого искусства, а самостоя­тельное направление с четко выраженной программой дей­ствия.

Среднеазиатские мастера не остановились на полпути, они довели развитие стиля до его едва ли не максимальных зало­женных в нем возможностей. И тем предопределили собствен­ный путь искусства Мавераннахра на весьма длительный срок.

Окидывая общим взором искусство XI — начала XII века, мы отмечаем в нем поразительную целостность стиля, основан­ного на большом многообразии средств и приемов отдельных школ. Прогресс в развитии производительных сил общества и успехи художественного ремесла получили одностороннее раз­витие. Победе над старым, обветшалым строем и его культу­рой сопутствовали идеализирующие тенденции; они взяли верх над реалистическими.

Сходство в трактовке материала в изобразительном искус­стве и поэзии XI—XII веков полное. И это уже отмечалось исследователем творчества Унсури, Фаррухи, Манучехри. Образы монументальной эпической поэзии той поры как бы скрыты под словесной тканью касыды, которая начинает спле­таться из бесконечного повторения отдельных традиционных мотивов: рука шаха — туча — море; конь шаха — ветер — буря; копье шаха — змей — дракон и т. д. Этих мотивов, по наблю­дениям того же исследователя, «совсем не так много, как мо­жет показаться с первого взгляда, но они сплетаются все в новые сочетания, вводятся все новыми и новыми техническими приемами. То есть основной мотив начинает скрываться под арабесками, бесконечно разнообразными и все же состоящими все из того же ограниченного числа элементов» 111.

Но ведь этот вывод совершенно совпадает с тем, к чему мы пришли, исследуя архитектурный орнамент. Мы установили, что система гирихов и ислими возникла в XI—XII веках имен­но как система «бесконечного разнообразия ограниченного числа элементов» 112. Исследование объемно-пространственных композиций в архитектуре Среднего Востока возвращает нас к той же мысли. Параллель между изобразительным искус­ством и поэзией средневековья, его цветущей поры, может быть расширена; сейчас она охватывает собой не только поэзию и орнамент, но и область архитектуры в целом. Внут­реннее единство процессов развития ряда искусств уже совер­шенно очевидно.

Декоративность, сыгравшая в поздней античности и раннем средневековье большую роль в развитии синтеза искусств, переросла на протяжении XI—XII веков в чистую узорность.

Богатая по своим возможностям пластика узора открыла перед зодчими новые горизонты в области монументально-декоратив­ного искусства. Понадобились века, чтобы довести эту линию развития декоративного искусства до предела. Она имела огромную будущность, и в этом отношении она исторически оправдана. Но мы далеки от всякой идеализации этого пути, оторвавшего народы Востока от основного русла развития мирового реалистического искусства. Образы одухотворенных существ были изгнаны из самых распространенных, доступных народу видов искусств, и, по меткому выражению современ­ного писателя, «божественная геометрия справляла свой пыш­ный и холодный праздник»из. Остается непреложным тот факт, что в XI — начале XIII века, вместе с окончательным угасанием традиций старосогдийской и старохорезмийской культуры, культур позднеантичного Тохаристана и Ферганы, искусство Средней Азии лишилось своей старой основы. Была воздвигнута плотина, перекрывавшая русло сложившихся ранее художественных течений. Скульптура исчезла, монумен­тальная сюжетная живопись сошла на нет и перешла в план узорного убранства. И только шлюзы художественного ремес­ла были открыты полностью.

Источник:


Разделы:  Главная / Информация о сайте / Искусcтво и История / Фото Искусcтво и История




Категория: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ | Добавил: Бондаренко-Сергей (01.12.2011) | Автор: E W
Просмотров: 742 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа