Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Искусство и История
В разделе материалов: 28 Показано материалов: 6-10 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Архитектурный облик городов, замков, селений
Мавераннахра XI—XIII веков сложился на почве, уготованной всем предшествующим
их развитием. Что здесь было от старого времени и что пришло с жизнью как
выражение потребностей новой формации—расчленить довольно трудно; каждое новое
явление вырастало из старого и в борьбе с ним.
|
Но такая архитектурная композиция не нова. Как не
заметить ее сходство в основных членениях с фасадом Рабати-Малик — конечно,
не в деталях архитектурного оформления, а в членении основных объемов и масс. И
там и здесь — устремленный вверх плоский портал и отходящие от него отступом
по горизонтали крылья с вертикалями высокой главной арки и узких стрельчатых
ниш по сторонам.
|
В древности и в раннем средневековье роль
изобразительных искусств в духовной жизни народов была огромна. Настенная
тематическая живопись и скульптура были составной частью архитектурного
произведения и, естественно, не выпадали из круга архитектурных идей. В XI—XIII
веках эти виды изобразительного искусства сошли на нет.
|
В истории художественной культуры народов Средней Азии каждая эпоха
оставила свой след соразмерно ее удельному весу в жизни общества и тому вкладу,
который внесен ею в общечеловеческую культуру.
Искусство XI — начала XIII века завершило начатое в предшествующий
период обновление старого стиля и создало новые, непреходящие
культурно-исторические и художественные ценности. Феодальный правопорядок
утверждался насилием и разбоем — это бесспорно.
|
Резной штук (точнее, ганч) не знал, казалось бы,
столь головокружительных перемен. Старый, изведанный путь резьбы ножом по
плоскому зеркалу стены — что мог он дать нового после афрасиабских панелей (IX
в.)? Старое скульптурное понимание рельефа было в них сметено. Дух античной
пластики— еще живой в скульптурном декоре Варахши (VIII в.) — был изгнан
окончательно, хотя отдельные мотивы растительного характера сохранились в их
уже новой трактовке. Афра-сиабские панели связали декоративное искусство
Мавераннахра с самыми выдающимися образцами архитектурного декора на
современном им или несколько более раннем Переднем Востоке.
|
|
|