Статистика
![](/stat/1738972545)
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Искусство и История
В разделе материалов: 28 Показано материалов: 16-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Образцы резного дерева X—XIII веков пз Хорезма и
верховьев Зеравшана по-своему класспчны, но их недшого. Некоторым
дополнепие.м к ним .могут служить изображения колонн на «очажках» X—XII веков.
Здесь мы найдем тот же тип во-лютообразных капителей и ствол с лопастями иа
округлом основании. К ним добавляется база, иесущая «яблоко», на котором
устанавливается ствол.
|
Теория
построении геометрических орнаментов Узбекистана тесно связана с общей теорией
построеппя геометрических арабесок Среднего и Передпего Востока. Нужно, однако,
сказать, что классификация их почти не разработана, а имеющаяся по ним
литература носит чаще узкоприкладной характер. Между тем общая теория
построения орнамептов требует, прежде всего, систематизации материалов по
районам и областям, а затем и анализа отдельных групп построений. |
Таким
образом, отдельные фигуры геометрического орнамента XI—XII веков находятся
между собой в соотношениях квадратов либо динамических прямоугольников. Всем
динамическим прямоугольникам присущи некоторые практически важные свойства.
Прямоугольник 3 строится способом начертания равносторонних треугольников
(установив циркуль или прикрепив бечеву, описываем из точек на прямой,
радиусом, равным заданной ширине прямоугольника, две дуги и в точке их
пересечения находпм вершину равностороннего треугольника; продолжив его стороны
на ту же длину сторон, получаем искомый прямоугольник) (схема 19-е). Отношение
сторон этого прямоугольника отвечает отношению половины основания к высоте
равностороннего треугольника или 1 : √3. |
Строится
рисунок непосредственно на сетке или решается в пределах прямоугольпика,
который повторяется зеркально требуемое число раз (рис. АО 99-2).
Панно №
18 из терракотовых плиток в щипце арочной ниши мечети Намазгах в Бухаре, XII в.
Рисунок
заключает пересекающиеся двенадцатиугольники, шестиконечные звезды, переходящие
в «тауль» (илл. 83). |
Растительный
орнамент архитектурных памятников Узбекистана XI—XII веков представляет собой
такую же закопченную систему, как и геометрический орнамепт этой эпохи. Сама
природа растительного орнамента, выполнение на глаз, от руки, делает его
подвижнее, чем достигается и значительное разнообразие форм. Кроме того,
растительный орнамент в гораздо большей мере, чем геометрический, связан с
живым наблюдением природы.
|
|
|