Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Искусство и История
В разделе материалов: 28 Показано материалов: 21-25 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 » |
Сравнительно-исторический
метод изучения архитектурной орнаментики — только первый шаг на этом пути. Он
не дает полного ответа на вопрос о сущности ее эстетических качеств в
рассматриваемую эпоху. Но благодаря ему эстетические качества гирихов и ислими
XI—XIII веков предстают как формы чувствований и представлений, резко отличные
от античности и раннего сродпевековья, и как начало нового этапа в развитии
художественного мышления феодальной эпохи. Наблюдения над формой заключают уже
и некоторое понимание закономерностей, а также исторической обусловленности
рождения данного стиля искусства. А это означает и частичное раскрытие тайны
огромного воздействия на людей своей эпохи и последующих эпох. |
Тематика
согдийского искусства не знает деления живописи на культовую и светскую.
Культовые сцены входят в образ жизни знати и составляют неотъемлемую часть ее
постоянных забот. Соответственно этому нет и особого стиля живописи
специально зороастрийского, манихейского или иного. Но есть иконография
отдельных божеств, как-то: Нана-Анахита — пз пантеона местных и
ирано-месопотамских божеств, Шива-Тримурти (пляшущий Шива) из паптеона Кушан. |
Вопрос о роли
Востока в историческом развитии русского искусства является малоизученной
историко-культурной и художественной проблемой. Она имеет двоякое значение.
Во-первых, это тема о русском искусстве допетровского времени, когда связи
Руси с Востоком были особенно активны; во-вторых, это тема об искусстве народов
Среднего Востока, особенно Средней Азии и Кавказа, и их историческом вкладе в
развитие русского искусства. В целом, это тема о сущности разных вековых
художественных традиций, исторических условиях их сближения и взаимодействия. |
Обширные
познания, тонкий вкус, остроумие, смелость и отвага ученого в сочетании с
признанной даровитостью архитектора, знатока стилей — все это оставалось в
рамках исторических знаний и методологии своего времени. Сейчас нетрудно
доказать невежество Виолле-ле-Дюка в вопросах не только русского искусства, по
и французского — если исходить из данных современной археологии и успехов
исторической науки в целом, марксистской методологии в особенности. Но какой
смысл «доказывать» это, если в истории пауки сохраняют свое непреходящее
значение не заблуждения ученых былых эпох, а их прозрение и догадки, получившие
в дальнейшем исправление в соответствии с новыми фактами и идеями. |
Возражая
против бессодержательных противопоставлений художественных манер «персидского»
и «сарацинского Востока» «лангобардскому» и «каролингскому» Западу, Кондаков
сослался на свои прежние сочинения, в которых ради постановки вопроса о
происхождении русских древностей ему уже приходилось говорить об отношении
переднеазиатского Востока к средневековой Европе в эпоху распространения арабской
торговли355. |
|
|